В столице идет масштабная программа благоустройства: обновляют детские площадки, ремонтируют берега прудов, ведут обновление улиц в центре. Корреспонденты «ВМ» узнали подробности.
24 мая на подъездах более чем 500 жилых домов в центре Москвы появились листовки со схемой временной организации движения на время работ по программе «Моя улица». Об этом сообщили в Департаменте капитального ремонта — ведомстве, ответственном за организацию работ в центре. Корреспондент «ВМ», в первую очередь, отправилась на Тверскую, чтобы узнать как продвигается реконструкция.
На часах — 11:00. У станции метро «Чеховская» пассажиры торопливо выбегают из подземки и первое, что видят вместо привычной перспективы Страстного бульвара — заборы в бело-зеленую полоску, бетонные ограничители и рыжие пластиковые конусы.
Забор вьется вдоль узенькой пешеходной тропинки. За ним — искромсанная земля и рвы. Вместо асфальта на тропке для пешеходов — деревянные доски, во время ливней, накрывших столицу за последнее время, неимоверно скользкие.
Прямо у перехода встречаем элегантную старушку. Обута в красные лодочки, держит аккуратный бордовый зонт.
Сворачивает налево. Догоняю и знакомлюсь.
— Сегодня я решила прогуляться до любимого магазина «Елисеевского», — говорит она и представляется: — Я коренная москвичка Татьяна Леденева.
Продолжаем разговор, пытаемся как-то вдвоем разместиться на узкой тропинке.
— Дождь променаду не помеха, — продолжает Татьяна Леденева. — Живу на Тверской улице уже полвека и историю главной моей красавицы Москвы знаю хорошо. Не знаю только, что здесь за тарарам творится. Асфальт перекладывают?
Подаю руку, и мы вместе ступаем на скользкую дорожку, что обещает привести к книжному магазину «Москва». Поддерживать светскую беседу сложно, потому что вдвоем по импровизированному тротуару пройти нельзя — слишком тесно. Машинам тоже несладко — приходится объезжать нетерпеливых пешеходов, которые предпочли обочину трассы неудобной дорожке.
Преодолев пару метров лабиринта из сложных конструкций, упираемся зонтиками в летнюю веранду семейного кафе «АндерСон», что по адресу: Страстной, 4. Татьяне Леденевой нужна передышка от шума и гама улицы. Стол и стулья, промокшие донельзя, ютятся под навесом. Между ним и забором нет ни сантиметра воздуха. Заходим внутрь.
— Клиентов стройка распугала, конечно, — такими словами нас встречает замдиректора «АндерСона» Светлана Будкина. — Если бы забор отодвинули буквально на полметра, стало бы чуть полегче. Слава богу, сейчас хоть тканевый навес на забор натянули, а то первые дни клиенты жаловались, что сидят в клетке.
Девушка интересуется, когда закончится ремонт — конечно же, у журналиста, кто бы еще знал. А услышав, что улица преобразится в лучшем случае к концу августа, расстраивается еще больше. Мало кому придется по душе ужинать под аккомпанемент отбойных молотков.
Выходим из кафе и возвращаемся на тропу. Тканевые плакаты рассказывают биографию Максима Горького и пестрят цифрами: 120 километров воздушных линий уберут под землю в 2016 году.
Впрочем, пока линиями — да и, честно говоря, хоть чем-то другим — никто не занимается. На часах 11:40, время самое трудовое, но строителей не видно. Вместо них вдоль дороги, как в известном фильме, словно мертвые, стоят лимонные экскаваторы. Нас подрезают велосипедисты и пытаются сбить с ног спешащие навстречу прохожие.
— Гонщики! — жалуется Татьяна. — И вообще, не по правилам это, велосипедистам на пешеходной дорожке колесить...
Тверская, 8. Книжное царство — «Москва». Еще один забор, с железными торчащими крюками. Татьяна Леденева неловко цепляется за один из них и… лак на сумочке поцарапан. Еще пару шагов — и мы внутри магазина. В фойе радушно встречает контролер Павел Семин: смеется, говорит, дойти сюда от «Чеховской», как до Берлина. Но ничего, пару летних месяцев — и Тверская переродится. Постучим по деревяшке — пусть контролер будет прав. А то мэру Сергею Собянину снова извиняться придется за неудобства перед горожанами, что не поспели с модернизацией ко Дню города — как в 2015-м.
Тверская, 12. Миновав узкий бетонный тоннель, выбираемся на свет. Строители! Настоящие, в форме. Вальяжно прогуливаются вдоль двухцветных заборов.
— Меня зовут Борис Иванов, я бетонщик, — представляется мужчина. — Мы работаем только днем, чтобы ночью не шуметь, а строим то, что говорят, — помолчав немного, в раздумьях — продолжает, — думаю, кабели перекладываем, точно тротуар расширяем.
Тверская, 14. Вот и главный продуктовый Москвы! Лабиринт изогнутых переходов остается позади. Моей спутнице через полчаса предстоит вернуться. Это ее нынешняя дорога к дому.
По пути назад встречаю девушку в красном платье в пол. Знакомлюсь.
— Зовут меня Анна Строганова, — представляется девушка. — Я коренная москвичка, сколько себя помню — Тверская никогда не отличалась зеленью. Знаете, я очень рада этой реконструкции. Ведь благодаря ей здесь появится очень много зелени! Ради такого можно и потерпеть.
Что же, сколько людей — столько и мнений.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Илья Заливухин, архитектор, урбанист , учредитель градостроительной компании «Яузапроект»:
— Крупный проект по реконструкции Тверской начался слишком рано. Транспортная система города не готова к переменам. В такой системе говорить о перекрытии всей улицы разом невозможно — центр встанет. И примененный способ — перекрытие нескольких полос и образование так называемого бутылочного горлышка — единственный рациональный выход. Но, на мой взгляд, прежде чем проводить такие масштабные работы по благоустройству, во всей Москве нужно ввести рабочую систему скоростных дорог, эффективно работающий общественный транспорт. Москвичам требуется альтернатива автомобилю, но пока ее нет. И горожанам придется испытать большие неудобства во время реализации «Моей улицы». Даже ее завершение не исправит ситуации, пока во всей столице не изменится дорожная система.
Николай Шумаков, президент Союза московских архитекторов:
— На мой взгляд, одновременное проведение всех работ по благоустройству на Тверской улице: перекладка коммуникаций, ремонт тротуаров и дорог, обновление фасадов — наиболее рациональный выход в такой ситуации. Лучше сразу, одним махом, провести все запланированные по проекту действия, перетерпеть сопутствующие неудобства и получить результат в кратчайшие сроки, чем растягивать этот процесс на несколько лет. Это выгодно с точки зрения строительства.
Все-таки в одно время и одно место пригнать технику и рабочих и определить временные рамки — рационально. Кроме того, это весьма разумно с финансовой точки зрения, опять же в связи с транспортировкой техники и связанными с этим издержками. А качество в итоге зависит только от работы подрядчиков и строительных материалов.
Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:
— То, что начали благоустраивать город, — это неплохо. Вопрос в том, чего конкретно мы хотим добиться? Сужение улиц в рамках благоустройства не отвечает требованиям ни пешеходов, ни автомобилистов. Конечно, улица Тверская — очень широкая. Возможно, там есть где развернуться: что-то сузить, что-то расширить. Ругать всем легко, не спорю. Но иногда есть сомнения, которые мы вправе высказать. Я сторонник того, чтобы смотреть по результатам. Автомобилем я сам пользуюсь каждый день, а на Тверской бываю раз в неделю. Что касается этой улицы, то здесь всегда были проблемы. Они не начались с реконструкцией. Каждый автомобилист знает, что она неудобна для движения машин. Поэтому ремонт доставляет неудобства, но не больше, чем обычно.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики:
— Центр Москвы по своему облику должен напоминать, что Москва — это красивый, богатый, европейский город. В этом и состоит задача программы «Моя улица». Я ее абсолютно разделяю. В рамках этой позиции господам автомобилистам, включая меня, ездить становится не слишком удобно. Обманывать себя на эту тему не надо. Нам город в лице власти прямо говорит: центр — не транзитная зона. Хотите приехать в центр — обойдитесь без автомобиля, потому что здесь должна быть комфортная пешеходная зона.
Пассажир должен, прогуливаясь по старинным улочкам, сказать: смотрите, какая Москва красивая. Это очень сложное решение. Придумать так, чтобы решение для всех было сладким — невозможно. Конечно, пока идет реконструкция на Тверской — все чрезвычайно противно и неудобно.
Когда мы делаем ремонт в квартире — это всегда противно, согласитесь. А вот после него — очень красиво. Просто автомобилистам предлагают отказаться от вредной привычки каждый день приезжать на автомобиле в город. Я уже наполовину отказался.
К сожалению, а может быть, к счастью, мы все должны к этому прийти. Делать автомобильный рай в Москве невозможно физически. И дело тут даже не в деньгах. Наша территория складывалась не за 15 минут, а за тысячу без малого лет. Старинная Москва строилась как пешеходная, а советская не была запланирована на большие автомобильные перевозки. Есть простая мера: надо посчитать квадратные метры московского асфальта и поделить на все московские автомобили. Тогда мы получим цифру, сколько на душу одного автомобиля, если у него есть душа, выходит асфальта. По нынешним цифрам у нас приходится 28 квадратных метров асфальта на водителя. Чтобы человеку за рулем было комфортно ездить, ему нужно 100 метров минимум. Если взять дороги в американских городах, в Филадельфии или Бостоне, то там на автомобиль приходится 200 метров асфальта. Так у них устроен город, так он строился изначально. Если даже я построю вторую МКАД, то баланс изменится лишь на один квадратный метр. Автомобильного счастья никогда не будет, зато его можно сделать для пешеходов.
Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики":
— Я не думаю, что те работы, которые проводятся сейчас на Тверской улице, существенным образом скажутся на прибыли кафе и ресторанов, которые расположены там. Слышал, жалуются, что из-за шума от проводимых работ жители и гости столицы не будут замечать этих мест. Рестораторы на время лишаются возможности размещать летние веранды. Но давайте подумаем: открытая веранда на такой оживленной улице, как Тверская, — не очень хорошая идея.
Большей популярностью пользуются те уютные кафешки, которые расположены в переулках, подальше от потока машин. Я думаю, владельцы-рестораторы, да и москвичи — люди адекватные. Они понимают, что эти меры — временные. Зато какой станет Тверская! То, что у нас сейчас делается в Москве, в Лондоне было сделано еще 40 лет назад.
И действительно, столица меняется к лучшему. Она становится открытой. Это привлекает не только жителей города, но и гостей. Давайте не будем забывать, что на туристах в крупных городах с богатой историей принято зарабатывать. Поэтому все эти временные неудобства окупятся.
Михаил Коробко, российский историк, москвовед, экскурсовод:
— Мы все понимаем, что это проблема временная. Покрытие менять нужно рано или поздно, облагораживать и делать улицу современной — необходимо. Давайте рассуждать как взрослые люди: когда эти работы проводить, зимой? Не нужно быть специалистом, чтобы понять — это невозможно. Шокирует ли внешний вид Тверской туристов? Нет. Во-первых, это наглядный пример того, как город меняется, можно сказать, на их глазах. Во-вторых, экскурсоводы понимают ситуацию. Можно обойти те места, где проводятся работы. Нужно понимать, что само благоустройство Тверской улицы — это палка о двух концах. Довольных людей и однозначных мнений по этому вопросу не будет. Ведь с одной стороны, открывается больше места для пешеходных экскурсий, но с другой — сужается проезжая часть, затрудняется проезд тех же самых туристических автобусов.
Сергей Подзоров, главный инженер архитектурного бюро "Мезонпроект":
— Проводить все работы одновременно обязывают только сроки. Москва готовится ко Дню города, но самое главное — к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Я уверен, что провести все работы можно было бы постепенно.
Поэтапная реализация создала бы значительно меньше трудностей для горожан, хотя и растянулась бы на месяцы или годы. Такая скорость также может негативно сказаться на качестве.
Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood:
— Что касается цен на элитную и премиальную недвижимость в центре Москвы в ситуации проведения массовых работ по благоустройству Тверской, можно заметить, что они не изменились. Центр города исторически и традиционно является самой привлекательной локацией при выборе квартиры элитного и премиального классов. Реконструкция улиц доставляет лишь временное неудобство для жильцов этого района.
Через 3–4 месяца работы будут закончены, и обновленные улицы будут радовать жителей своей новой инфраструктурой. По состоянию на май 2016 года средние цены на элитные новостройки в центре Москвы составили для квартир 12 940 долларов, или 911,1 тысячи руб лей за один квадратный метр и для апартаментов 11 540 долларов, или 812,6 тысячи рублей. Реконструкция московских улиц и благоустройство лишь придаст еще больше ликвидности центру.
Олег Самойлов, вице-президент Российской гильдии риелторов:
— Цены никак не изменятся — слишком короткий временной горизонт. Конечно, стройка и перекрытия вызывают определенное раздражение, однако на рынок это не влияет.