О строительстве моста на Сахалин снова заговорили. И кто – президент!
- Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком, и развитие пойдёт там другими темпами, уверен абсолютно. Давайте вернёмся к этой теме, - сказал Владимир Путин на встрече с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко.
Получается, мосту быть, и нас ждет еще один мега-проект, сравнимый с Крымским мостом? Сейчас в новую стройку века даже верится с трудом. Но и мост в Крым поначалу казался фантастикой, пока в 2018 году по нему не двинулись машины и поезда.
Вместе с ведущим научным сотрудником Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН, доктором технических наук Вячеславом Мелким мы попытались сравнить два объекта – уже стоящий мост через Керченский пролив и будущий – на Сахалин. Перспективы сахалинского ученый изучает уже много лет, участвовал в инженерных изысканиях на возможных местах строительства.
- Отличий, на самом деле, не так много, как может показаться на первый взгляд, - говорит ученый.
«БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛО»
Главное отличие, которое сразу приходит в голову – климат. Сахалин ведь приравнен к регионам Крайнего Севера. Но, по словам Вячеслава Мелкого, сам по себе холод на мост не влияет: бетон – он и в Африке Бетон. Точнее, на Севере.
- А вот льды – да, для моста они опасны, - говорит ученый. – Поэтому Сахалинский мост лучше строить не в самом узком месте, а немного южнее. Он получится длиннее, не 7,4 км, а 12,5 км. Но тут экономить не стоит, иначе можно все сооружение потерять.
- Как такое смещение поможет против льда?
- Вот смотрите, лед по проливу Невельского движется с севера, - объясняет доктор наук. – Между мысами Лазарева и Погиби, в самом узком месте, глыбы протискиваются сквозь «бутылочное горло», напирают – и друг на друга, и на берега. Там лед даже скалы режет, что уж про мост говорить. А на 25 километров южнее, между мысами Невельского и Лах, пространства намного больше. Этот створ назвали «Новым». Льды здесь выходят на «оперативный простор», расходятся, не создают сильного давления. Достаточно держать здесь судно ледового класса – на всякий случай, рабивать льды. И все…
Кстати, Крымский мост тоже не стали строить в самом узком месте пролива. И, возможно, по тем же соображениям. Во время Великой Отечественной сначала немцы, а потом СССР строили мост в оптимальном, казалось бы, месте. Он был всего 5 километров длинной. И ледоход из Азовского моря снес сооружение в первую же зиму (см. страницы истории). Нынешний же Крымский мост прошел севернее, его длина – 19 километров.
СКАЛА НА ДНЕ
Глубина и в Керченском, и в проливе Невельского, схожи. У Крыма 18 метров максимум, в районе моста – 5-10 метров.
- На Сахалине посложнее, - говорит Вячеслав Мелкий. - Со стороны материка глубина сначала 24 метра, такая «впадина» тянется на 1,5-2 километра от берега. А потом дно «выходит на полочку»: до самого Сахалина, то есть около 10 километров, сохраняется глубина всего 4,5 метра. В глубокой части можно обеспечить проход кораблей. А там, где мелко, можно насыпать искусственные острова, они станут опорами под пролеты.
Искусственные острова сделают сахалинский мост еще больше похожим на тот, что в Крыму. Ведь там из 19 километров только 13 нависают над водой. Остальные идут по островкам.
А вот дно Керченского пролива от Сахалина отличается. В Крыму по всей ширине - глина и водонасыщенные пески. А в проливе Невельского – там, где глубина больше, дно каменное - скалы.
- Для моста каменное дно – как раз очень хорошо, - говорит Вячеслав Мелкий. – Это готовое основание для опор, хотя даже эти скалы придется укреплять.
После скалистой впадины, где пролив Невельского выходит на небольшую глубину, дно становится таким же, как в Керчи – глина да песок. И это уже сложнее: сваи Крымского моста приходилось вбивать на 100 метров, а в скалистом грунте может хватить и 20 метров.
СРЕДСТВО ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Сейсмическая опасность на Сахалине, конечно, есть. При этом створ «Новый» - в этом смысле самый спокойный.
- Исследования дают такие цифры: землетрясения в 7 баллов с вероятностью 39% могут повторяться здесь раз в 100 лет, - говорит Вячеслав Мелкий. – 8 баллов - раз в 500 лет, да и то с вероятностью только 10%. А толчки сильнее – раз в тысячу лет с 5-процентной вероятностью. Это не критично, здесь можно строить мост с первым классом сейсмостойкости - способный выдерживать до 9 баллов.
У Крымского моста, кстати, именно такой класс сейсмостойкости. Керченский пролив течет над геологическими разломами. Поэтому в Крыму инженеры разработали специальные решения. Например, сваи расположены не строго вертикально, а под наклоном. Подвижное крепление пролетов на опорах, спецкамеры с силиконом – все это помогает Крымскому мосту рассеивать энергию толчков земли. Такие же технологии применимы и на Сахалине.
ЦЕНА - ДВА СЧЕТЧИКА
Главная сложность моста на Сахалин – деньги. На встрече Сахалинского губернатора с президентом была озвучена цена мега-стройки: 300 миллиардов рублей. Крымский мост обошелся в 228 миллиардов – с учетом инфляции суммы сопоставимые. Но предстоит строить еще подъездные пути. В Крыму это были сравнительно небольшие расходы, а на Сахалине, по словам Валерия Лимаренко, выльются еще в 300 миллиардов. Два счетчика!
- За 300 миллиардов мост можно через концессию сделать, если считать, что подходы – это освоение территорий, потому что подходы не окупаются, - сказал тогда Лимаренко.
- Нет, они могут окупаться, - возразил Путин. - Эта территория требует развития.
По словам Вячеслава Мелкого, подъезд к мосту может обойтись и дешевле.
- На Сахалине нужно проложить 60 километров – до поселка Ноглики, - говорит ученый. – На материке – от поселка Селихино до мыса Невельского – 400 километров. Но и там, и там уже начинали строить дорогу – в 1950-х годах. Ставили опоры мостов через реки, рубили просеки, делали отсыпку… Что-то можно использовать и сейчас.
НА МАШИНЕ ОТ ТОКИО ДО ЛОНДОНА
А нужен ли России мост на Сахалин? После слов президента экономисты начали считать грузопотоки. В Крыму и Севастополе живет 2,5 миллиона человек, а туристов приезжает еще вдвое больше. На Сахалине – и до полумиллиона не дотягивает. Ну зачем им, дескать, мост? Не окупится, и все тут...
На самом Сахалине – сплошная солидарность с президентом: ТОЧНО ОКУПИТСЯ! Именно так, большими буквами.
Без моста у острова, по словам Вячеслава Мелкого, нет мощного толчка для развития.
- Во времена СССР на острове жило 700 тысяч человек, - говорит ученый. - А сейчас – 420 тысяч. Тогда ходило 10 паромов, а сейчас один. Знаете, во сколько обойдется сегодня поездка с машиной на материк и обратно? Тысяч 100, не меньше. Так что мост – это не про рентабельность грузопотоков. Вы когда квартиру покупаете, не думаете, когда она окупится. Вам просто надо в ней жить! С мостом на Сахалин то же самое.
Мост, кстати, может стать частью общего разворота России на Восток. Зря мы, что ли, расширяем БАМ, наращиваем товарооборот с Азией.
- Когда японцы узнали о планах построить мост, они сразу пришли и говорят: а мы через пролив Лаперуза, с южной стороны Сахалина, построим тоннель, - рассказывает Вячеслав Мелкий. – И построят, будьте уверены. Потому что у них есть мечта – сесть за руль и доехать из Токио до Европы. А нефтедобыча? Сейчас есть месторождения Сахалин-1 и 2. А планировалось 16 таких Сахалинов! То же самое с углем и железной рудой с Курильских островов, – с мостом их добыча становится очень даже рентабельной. Да что говорить, весь регион совсем по-другому задышит. Я когда в поселки на Сахалин приезжал и говорил, чем занимаюсь, меня чуть ли не на руках носили. Потому что мост – это люди, работа. Это жизнь.
ВОПРОС РЕБРОМ
ПОЧЕМУ НЕ ТОННЕЛЬ И НЕ ДАМБА
Споры о том, строить на Сахалин мост или тоннель, не утихают десятилетиями. Тоннель строить дольше. К тому же опасность при землетрясении выше.
- Мост даже если пострадает от толчков земли, его не трудно восстановить, - говорит Вячеслав Мелкий. – Теракты на Крымском мосту это хорошо показали: упал пролет – подняли, закрепили и дальше поехали. А тоннель землетрясение может просто разорвать. Восстановить его будет сложно. К тому же строить тоннель трудно. Когда японцы прокладывали тоннель с Хонсю на Хоккайдо, его 13 раз сверху прорывало. Японцы – они такие, быстро приплывали на лодках и забрасывали пробоину бетоном… Получится ли у нас так? Если нет, то весь тоннель затопит.
Еще был план перегородить пролив Невельского дамбой. Но ученые идею забраковали: слишком много морской живности погибнет, последствия для экосистемы невозможно предсказать. Даже климат может кардинально измениться (см. «История вопроса»).
- Мысль о дамбе проскальзывала даже в начале 2000 годов, когда приезжала делегация Аксененко, - рассказывает Вячеслав Мелкий. – Кто-то предлагал прорыть по материку канал, по которому пускать корабли. А пролив Невельского осушить и построить дамбу. Но дальше предложения, к счастью, не пошло.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
ПЕРЕКРЫТЬ ПРОЛИВ И ВЫРАЩИВАТЬ АНАНАСЫ
Крымский мост и будущий сахалинский – у них кроме прочего еще и история схожа. Замыслы и того, и другого родились еще до революции. И там, и там были попытки претворить эти замыслы в жизнь. Но до 21 века они терпели неудачу.
НАСТОЯЩИЙ ЦАРЬ-МОСТ
Первая разработка проекта Керченского моста началась еще по поручению Николая II. Царю представили 2 варианта – короткий, через косу Чушка, и длиннее - через остров Тузла, где мост находится и сейчас. Но даже выбрать не успели: планы спутала русско-японская война, страна срочно принялась достраивать Транссиб.
Большевики попытались возродить идею в 1930-е. Но большинство средств шло на индустриализацию, проект откладывался раз за разом, пока не началась война.
Фашисты, захватившие Крым, рвались на Восток, к кавказской нефти, им нужны были новые магистрали. Буквально за 3 месяца захватчики соорудили переправу в виде подвешенного на сваях монорельса. Переправляли топливо, оружие, стройматериалы… Был даже оборудован механизм, разводивший рельсы, чтобы могли пройти корабли.
Немцы собирались и полноценный мост строить. Даже запасли стройматериалы… Но так и не начали, обстановка на фронте изменилась. Когда в декабре 1943-го советский десант высадился в Керчи, немцы подорвали подвесную переправу. Но их запасы пригодились нашим инженерам, которые построили первый полноценный Крымский мост. Строили круглые сутки, хотели успеть к годовщине революции 7 ноября 1944 года. Успели: 3 ноября по мосту прошел первый поезд. Но в феврале из Азовского моря двинулись огромные ледяные поля. Лед обстреливали артиллерией, бомбили с самолетов… Все бесполезно, лед разрушил 15 пролетов, они рухнули в море.
В 1947 году Сталину представили еще один проект. Инженеры сказали, что это будет «Царь-мост». Вождь народов заявил, что «царей мы свергли еще в 17-м». Но проект одобрил. А реализовать его не удалось: пробная опора никак не хотела держаться в грунте. Технологии, способные победить эту проблему, разработали только в 21-веке. И тогда над Керченским проливом появился настоящий мост-красавец.
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
Замысел соединить Сахалин с материком появился в середине 19 века. В тот момент, когда исследователь Геннадий Невельской и выяснил, что Сахалин это остров. «Прожекты» были разные: к примеру, в 1891 году предлагали силами сахалинских каторжников насыпать в проливе Невельского дамбу. И не столько для транспорта, сколько для улучшения климата: холодному северному течению пришлось бы огибать Сахалин с Востока, и ветра «не производили бы на берега Уссурийского края таких убийственных холодных туманов, получилось бы более ясных и солнечных дней, земля более бы нагрелась и все условия жизни изменились бы к лучшему».
Чуть ли не бананы с ананасами собирались выращивать на Сахалине! Но власти к проекту отнеслись прохладно. В 1910 году проект дамбы снова изучала спецкомиссия. И забраковала. То же самое сделали и в 1922 году советские ученые.
В 1945-м, когда СССР получил контроль над всем Сахалином, вопрос транспортного перехода на материк снова встал в полный рост. В начале 1950-х принимается решение: на Сахалин протянется железная дорога, а под проливом Невельского будет тоннель. Почему тоннель? Живы еще были воспоминания о рухнувшем под натиском льдов Крымском мосту. Тоннели выглядели гораздо безопаснее, а строить их под водой к тому времени уже научились.
Работа кипела, о ее ходе докладывали лично Сталину. На материке вдоль береге Амура успели проложить 120 километров железной дороги. На мысе Лазарева, где по проекту начинался тоннель, прорыли ствол шахты, в проливе насыпали искусственный остров. Но 5 марта 1953 года Сталин умер, и через несколько дней проект был закрыт. В одночасье: вчера еще работали, а сегодня срочно вытаскивали и вывозили взрывчатку из подготовленных закладок.
В новейшей истории тему перехода на Сахалин поднимал вице-премьер и министр путей сообщения Николай Аксененко на рубеже девяностых и нулевых. Речь поначалу тоже шла о тоннеле. Но позже Аксененко заявил: что приоритет все-таки отдается мосту.
В 2008 году мост включили в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Но до реализации проекта так и не доходило. Теперь, когда Россия заинтересована в транспортных путях на Восток, проект Сахалинского моста может получить второе дыхание.