Телеканалы и сервисы, через которые можно смотреть видео в интернете, должны иметь схожие принципы регулирования, считают вещатели. Причина — зрители все чаще смотрят видеоконтент в сервисах формата YouTube или «ВКонтакте»
Деятельность «владельцев контентных интернет-платформ следует законодательно зарегулировать» и приблизить требования к ним — в части правил размещения рекламы, структуры владения, возрастной классификации и т.д. — к тем, которые действуют для вещателей. Такое предложение содержится в проекте Концепции развития телерадиовещания на 2020–2025 годы (копия документа есть в распоряжении РБК, ее подлинность подтвердили два собеседника на телекоммуникационном и медиарынке).
Под контентными интернет-платформами в документе понимают интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в интернете и другие средства обеспечения доступа к информации, «которые по многим признакам могут быть отнесены к СМИ, но не являются таковыми».
О том, что вещатели работают над созданием концепции, в начале года анонсировал замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. По словам нескольких источников РБК, документ готовит рабочая группа при правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. Ее руководитель — гендиректор Национальной медиа группы (НМГ) Ольга Паскина (в состав группы также входят представители Минкомсвязи, Роскомнадзора, Национальной ассоциации телерадиовещания, ВГТРК, «Первого канала», РТРС и др.). Работа над концепцией была приостановлена из-за пандемии коронавируса, но сейчас возобновилась, ближайшее заседание рабочей группы намечено на конец сентября — начало октября, рассказал один из собеседников.
Какое регулирование и почему вещатели готовят для интернет-сервисов, разбирался РБК.
Почему нужно регулировать интернет сервисы
Молодежь и люди среднего возраста все чаще для получения медиаконтента используют интерактивную цифровую среду, указывают авторы концепции. Владельцы интернет-платформ конкурируют с традиционными вещателями, но доля российских медиахолдингов на рынке распространения аудио- и видеоконтента в интернете составляет менее 10%. Кроме того, основные интернет-платформы контролируются иностранными лицами. «Должны создаваться условия, обеспечивающие доступ населения к телевизионному и радиоконтенту во всех средах распространения (наземной эфирной, спутниковой, кабельной, интернет-среде) при сохранении ведущей роли обязательных общедоступных телерадиоканалов как гарантии обеспечения информационных прав граждан», — поясняют авторы документа.
В итоге в отношении интернет-платформ авторы концепции предложили:
законодательно обязать владельцев сервисов интернет-вещания использовать единую технологическую платформу для распространения телеканалов первого и второго мультиплексов (пакет каналов, вещающих на одной частоте, которые после перехода с аналогового на цифровой ТВ-формат должны быть доступны практически всему населению страны). Ранее в качестве такой платформы НМГ продвигала собственный сервис «Витрина ТВ»;
определить правовой статус единого измерителя телевизионной аудитории и аудитории в интернете, создать единую систему маркировки аудиовизуального контента специальными метками, которая позволит собирать и анализировать информацию о контенте в интернете;
законодательно запретить приоритизацию трафика иностранных видео и музыкальных сервисов, но разрешить операторам связи предоставлять пользователям видео отечественных сервисов на лучшей скорости и повышенного качества и др.
Представитель НМГ заявил, что проект концепции еще обсуждается и преждевременно «комментировать положения документа до утверждения всеми участниками рабочей группы». Алексей Волин сообщил, что не знаком с содержанием документа — каналы должны сначала согласовать его между собой.
По словам Михаила Демина, главы Медиакоммуникационного союза, который объединяет крупнейшие медиахолдинги и операторов связи, «тезис о необходимости внедрения аналогичных подходов к регулированию всех видов вещательной деятельности как на стороне операторов, так и на стороне вещателей давно обсуждается на разных площадках и, как правило, разногласий не вызывает». В то же время он оговорился, что описанные в концепции тезисы и подходы еще могут меняться.
Представители «Газпром-Медиа», ВГТРК и «Первого канала» не ответили на вопросы РБК.
Как предложения восприняли интернет-платформы
Регулирование интернет-платформ в части сближения их в требованиях с другими площадками и медиа продолжается уже несколько лет. В январе 2017-го в силу вступил закон о новостных агрегаторах, который обязывает подобные сервисы с аудиторией более 1 млн человек в сутки проверять достоверность общественно значимой информации и хранить сведения о ее источниках. Также более трех лет действуют ограничения на иностранное владение для онлайн-кинотеатров, доступ к которым в течение суток имеют более 100 тыс. российских пользователей и которые направлены на привлечение внимания граждан страны. Такой сервис должен учредить российское юрлицо, а иностранцы не могут владеть в нем более 20%. В 2019 году депутаты Госдумы от ЛДПР предлагали регулировать время показа и громкость рекламных роликов в видеосервисах, а Минкультуры — обязать видеосервисы передавать данные о просмотре фильмов и сериалов на своей площадке в систему ЕАИС, которая учитывает данные о зрителях классических кинотеатров. Но обе инициативы до сих пор не приняты.
По мнению гендиректора Института исследований интернета Карена Казаряна, под приведенное в концепции определение контентных интернет-платформ формально могут подходить многие популярные сайты: «ВКонтакте», поисковые сервисы «Яндекса» и Mail.ru Group, онлайн-кинотеатры Ivi и «Окко» и даже зарубежные Facebook и Google. По данным Mediascope, в июле 2020 года чаще всего россияне посещали поисковые сервисы Google и «Яндекс», видеохостинг YouTube, социальную сеть «ВКонтакте», Instagram и «Одноклассники», мессенджер WhatsАpp, почтовый сервис Mail.ru и др.
Представитель «Яндекса» сообщил РБК, что в компании считают «невозможным разрабатывать концепцию измерения онлайн-аудитории и рекламы в интернете без участия интернет-компаний». «Вместе с другими участниками рынка «Яндекс» готов поделиться своей экспертизой и помочь выработать эффективное и равноприменимое для всего рынка решение», — сообщил он. Представитель Mail.ru Group (помимо одноименного портала владеет «ВКонтакте», «Одноклассниками» и др. сервисами) воздержался от комментариев. РБК направил запросы представителям Facebook (также владеет Instagram и WhatsApp) и Google (владеет YouTube).
Беспокойство относительно модели онлайн-распространения каналов первого и второго мультиплексов через «Витрину ТВ» ранее высказывал глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в письме вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, писал «Коммерсантъ».
Законодательное регулирование деятельности зарубежных интернет-гигантов, чьи сервисы активно используются российскими пользователями, — давняя проблема, и на сегодняшний день так и не найдено решение, обеспечивающее полное соблюдение иностранными компаниями российского законодательства, указывает ответственный секретарь комиссии Ассоциации юристов России по новым технологиям и правовому обеспечению цифровизации общества Дмитрий Липин. «Блокировка интернет-ресурсов как мера реагирования на неисполнение норм российского права неэффективна и сомнительна. Большинство пользователей уже умеют ее обходить, и она также может случайно затронуть и сторонние ресурсы, не имеющие отношения к нарушителям», — объяснил юрист. Также сомнительными он назвал возможность заставить иностранные компании выполнять требования российского законодательства с помощью штрафов, так как их размер «ничтожен» по сравнению с тем, сколько компания может заработать на рекламе и предоставлении услуг, «выгоднее сознательно допускать нарушения».
Что еще есть в концепции
В числе других предложений, которые сейчас обсуждаются вещателями:
уравнять статус телеканалов первого и второго мультиплексов, предусмотрев компенсацию из федерального бюджета расходов вещателей на распространение каналов второго мультиплекса в малочисленных населенных пунктах (сейчас такая компенсация предусмотрена только для каналов первого мультиплекса);
создать третий мультиплекс с охватом городов с населением более 100 тыс. человек для телеканалов, которые сейчас вещаются в эфире в аналоговом формате на территории более трех регионов;
создать мультиплекс с телеканалами высокой четкости;
создать фонд поддержки отечественного телевидения, учредителем которого выступит правительство. По аналогии с Фондом кино фонд телевидения должен будет финансировать создание телерадиовещательного контента. Для самого фонда возможным источником финансирования могут стать средства, которые вещатели получат в ходе передачи части радиочастотного спектра, который до сих пор использовался для ТВ, под внедрение мобильной связи пятого поколения (5G).