Средняя зарплата по Москве в прошлом году выросла на 9,6 процента и, по данным Мосгорстата, превысила 91 тысячу рублей. Столичная зарплата в этом году вдвое превосходила среднюю по стране, в полтора раза — зарплату в Санкт-Петербурге, почти на 70 процентов — в Московской области. Какую часть жителей столицы можно отнести к среднему классу? Будет ли расти эта социальная страта в Москве и России? На эти вопросы отвечают эксперты.
Каждый четвертый москвич может отнести себя к среднему классу. К такому выводу пришли эксперты, проанализировав данные Росстата о доходах и расходах жителей столицы. Под средним классом подразумевались семьи, которые могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи. При этом после ежемесячных выплат по кредитам на автомобиль и жилье для повседневных расходов у них должно оставаться не менее двух региональных прожиточных минимумов на человека.
Как выяснилось, к среднему классу в Москве относятся 26,8 процента граждан. А наиболее велика доля среднего класса, как выяснилось, «на северах». В Ямало-Ненецком округе, например, она составляет 45,2 процента населения. Больше, чем в Москве, среднего класса на Сахалине, в Магаданской области, на Чукотке и в Ханты-Мансийском округе.
— Ничего удивительного. Во-первых, в этих регионах из-за северных надбавок очень высокие — выше, чем в Москве — зарплаты, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Во-вторых, там относительно дешевое жилье. Дело в том, что огромное количество людей живет «на северах» временно, приехав на заработки. Они не покупают квартиры, а снимают, что, как правило, обходится дешевле. В результате у них остается больше свободных денег.
В Москве же, как пояснил эксперт, цены на жилье значительно выше среднероссийских.
— Средняя цена квадратного метра на вторичном рынке около 180 тысяч рублей, а на первичном — более 200 тысяч, — пояснил Кудрявцев. — Если же жилье снимать, то средняя стоимость однокомнатной квартиры — 37 тысяч рублей, а двухкомнатной — 52 тысячи. Что ипотека, что аренда жилья обходятся значительно дороже, чем где бы то ни было в России.
То же самое, как пояснил эксперт, касается автомобилей.
— В Москве, в отличие от регионов, не принято ездить на отечественных машинах. Я слабо представляю офисного сотрудника, который приедет на работу на «Ладе». Его просто не поймут, потому что принято ездить как минимум на иномарках среднего класса. А они обычно стоят от миллиона рублей, — рассказывает Кудрявцев. — В итоге на квартиру и машину уходит довольно много. Значительно больше, чем в других регионах.
По мнению эксперта, в Москве очень велики и обязательные, без которых не обойтись, расходы.
— Билет на метро — 57 рублей. Самая простая стрижка — 400–500, любой ремонт — хоть квартиры, хоть одежды, хоть бытовой техники — стоит в два-три раза дороже, чем в регионах, — перечисляет Кудрявцев. — Медицинские услуги, фитнес-центры, образование — все это в Москве относительно провинции очень-очень дорого. Вот и получается, что человек может получать сто тысяч — огромная для большинства регионов зарплата — но он не средний класс. Особенно если в семье ребенок, а то и двое.
Кстати, о детях. Именно они, по мнению экспертов, мешают многим россиянам быть в когорте среднего класса.
— Наличие детей играет решающую роль для попадания в состав среднего класса, — рассказывает профессор Высшей школы экономики Наталия Тихонова. — Рождение одного ребенка снижает шанс попасть в средний класс в полтора раза, если же детей двое и более — в четыре раза. Это говорит о том, что зарплаты представителей среднего класса не предусматривают даже простого демографического воспроизводства. При рождении ребенка люди выбрасываются на периферию этой социальной страты или за ее пределы.
Второй серьезный риск выпасть из среднего класса — выход на пенсию.
— У нас даже к пенсионному возрасту большинство людей не имеет активов, благодаря которым можно безбедно существовать, — пояснил Виктор Кудрявцев. — Как правило, есть какие-то сбережения, но вот облигации или, скажем, сдаваемая в аренду квартира, приносящие ежемесячно по 30–40 тысяч рублей, есть далеко не у всех.
Эксперт напомнил, что сегодня, спасибо властям, минимальная пенсия в Москве — 19,5 тысячи рублей. Это на семь тысяч больше прожиточного минимума для пенсионера. Это здорово, но все-таки не доход обеспеченного человека.
— Если вы хотите оставаться средним классом и на пенсии, то в течение всей жизни необходимо делать сбережения, — пояснил Кудрявцев. — Банковские депозиты, облигации, акции... Инвестициям необходимо учиться. Но другого выхода нет: люди во всем мире стараются копить на старость.
Ипотека и аренда подпортили статистику
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к среднему классу домохозяйства с доходами в диапазоне от 75 до 200 процентов от среднего. В итоге доля представителей среднего класса сильно отличается по странам. В США, к примеру, к нему относят людей с годовым доходом от 23 400 до 62 400 долларов. Проще говоря — имеющих в месяц от 120 тысяч рублей.
За последние 30 лет доля среднего класса в населении стран — участниц ОЭСР снизилась с 64 до 61 процента. Больше всего — в США, Германии, Израиле, Канаде, Финляндии и Швеции. В Штатах и Израиле, например, она сейчас колеблется в районе 50 процентов населения. Что происходит?
— Просто доходы растут значительно медленнее, чем цены на ряд товаров и услуг, определяющих уровень жизни среднего класса, — пояснил финансовый аналитик Артем Дубровин. — Это особенно относится к стоимости жилья, на которое сейчас уходит до трети всех расходов среднего класса.
В 1995 году, для сравнения, эта доля составляла четверть. Так что ипотека или арендные платежи, поверьте, ужасают не только москвичей!
Тенденция хорошо заметна в Германии. За последние семь лет аренда жилья в крупнейших немецких городах резко выросла. В Мюнхене, например, на 43 процента, а в Берлине почти на 70! А реальные зарплаты за эти годы увеличились на 8,4 процента.
— Во всем наблюдается тенденция: богатые богатеют, бедные — беднеют, а средний класс сокращается, — пояснил Артем Дубровин. — И это очень плохо для экономики. Ведь именно средний класс — двигатель любой экономики. Для него по большей части строят жилье, производят и ремонтируют автомобили, изобретают новую бытовую технику и смартфоны, ему предлагают качественный отдых. Мировая экономика до сих пор была экономикой все нарастающего потребления. И вот что-то сломалось.
Обновление среднего класса в развитых странах тоже хромает. Если раньше в обеспеченные попадали до 70 процентов от двадцатилетних молодых людей, то сейчас доля такой молодежи, известной как миллениалы, снизилась до 60 процентов.
От учителей до топ-менеджеров
Средний класс в России, в том числе и в Москве, очень неоднороден. Такой вывод сделан в исследовании Высшей школы экономики. В нем выделяется его ядро (примерно 7 процентов населения страны), ближняя (11,2 процента) и дальняя (19,5 процента) периферия этого ядра в зависимости от соответствия 16 социально-экономическим характеристикам.
— Среди них, например, денежные доходы выше медианы по стране, наличие загородного дома или крупных сбережений, обладание властным ресурсом (подчиненные на работе), использование платных медицинских услуг в последние три года, самоидентификация со средним классом и другие, — рассказывает профессор ВШЭ Наталия Тихонова.
По словам эксперта, всем характеристикам отвечают только 10,3 миллиона граждан, то есть те самые 7 процентов населения.
— Границей относительного материального благополучия считают 125 процентов от медианы денежных доходов населения, — пояснила Тихонова. — В среднем по стране это около 18,8 тысячи рублей в месяц.
Большая часть среднего класса (82 процента) имеют доходы выше этого порога. При этом средние доходы в домохозяйствах, входящих в ядро среднего класса, куда выше — 47 тысяч рублей.
— Во всем мире средний класс общества делится на три категории. А именно — низший, средний и высший, — рассказывает финансовый аналитик Евгений Колесниченко. — Если говорить о низшем, то в России к нему обычно относятся врачи, учителя, офицеры Минобороны и полиции. Но тоже не все, а кто имеет как минимум средние доходы по региону. Средний класс — это наиболее квалифицированные врачи, работающие в частных клиниках, преподаватели вузов, частные предприниматели (хотя и далеко не все), чиновники городского уровня, высшие офицеры спецслужб. Ну и, наконец, высший средний класс — это топ-менеджеры с зарплатой 250–400 тысяч рублей, часть чиновников регионального уровня, бизнесмены средней руки. А дальше идут уже богатые люди, которых в России не более 1 процента населения.
Средний класс, как следует из данных ВШЭ, сконцентрирован в средних и крупных городах: там живут 54,4 процента его представителей. Каждый десятый представитель среднего класса живет в Москве. Средний класс почти поровну состоит из мужчин (51 процент) и женщин (48,9 процента).
Как будут меняться его численность и состав, по мнению экспертов, зависит от развития экономики в целом и экономического положения в каждом конкретном регионе. В Москве уровень зарплат растет, а значит, перспективы попасть в средний класс у многих жителей столицы улучшаются.
Сергей Смирнов, заведующий центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики:
— Будущее среднего класса в Москве зависит от того, куда пойдет город. Точнее — его экономика. Какие сферы будут развиваться. Сейчас мы видим несколько разнонаправленных тенденций. Взять, например, масштабное строительство и благоустройство. Да, оно радует. Но кто на этом зарабатывает? В основном — мигранты с самой низкой квалификацией. Они точно не средний класс. К тому же заработанные деньги не оставляют в Москве, а отправляют на родину. Но есть и тенденции прямо противоположные. Взять, например, программу «Активное долголетие». Кто работает с пенсионерами? Это врачи, тренеры, сотрудники социальных центров, то есть люди высокой квалификации, которые получили возможность дополнительного заработка. Хорошо это? Отлично. Плюс в Москве, обратите внимание, активно развивается сфера образовательных и медицинских услуг, появляются медицинский туризм, технопарки, разного рода инновационные кластеры. Кто в них работает и зарабатывает? Тот же самый средний класс. Не будем забывать и другую положительную тенденцию — рост зарплат врачей, учителей, социальных работников.
Городские власти за счет средств бюджета города средний класс поддерживают и даже отчасти увеличивают. Бюджетники — еще не так давно довольно бедные, становятся вполне обеспеченными людьми. И чем больше таких обеспеченных будет, тем лучше. Ведь на что эти люди тратят деньги? Они идут в парикмахерскую, косметический салон, везут машину в автосервис. В итоге те, кто их обслуживает, тоже постепенно становятся средним классом — такой вот взаимообусловленный процесс.
Резюмируя, можно сказать, что будущее среднего класса в Москве будет зависеть от одной простой вещи. Станет город развивать высокотехнологичные отрасли, где средний класс задействован, или нет. Если станет, значит, все хорошо, несмотря на не самые благоприятные общероссийские тенденции. Потому что Москва все-таки — это отдельный мир и особая экономика.
СПРАВКА «ВМ»
Единых для всего мира критериев принадлежности к среднему классу не существует. В России принято считать, что средний класс общества имеет несколько признаков. Первый — работа, требующая высокой квалификации. Как правило, связана с умственным трудом. Это врачи, учителя, вузовские преподаватели, экономисты, юристы. Второй признак — высокий заработок, позволяющий купить (пусть и в ипотеку) квартиру, машину, дорогую бытовую технику, отдыхать на зарубежных курортах. Третий признак — самоощущение. Человек должен чувствовать себя небедным. Четвертый — источник доходов. Помимо зарплаты, это должны быть проценты по банковским вкладам, акциям или облигациям, доходы от сдачи в аренду недвижимости и т.д. Иными словами, помимо зарплаты, должны быть еще какие-то деньги.