Москва и Минск уладили нефтегазовый спор по итогам телефонных переговоров премьеров двух стран. Белоруссия согласилась снизить тарифы на транзит российской нефти, но скидку на российский газ так и не получила
Россия и Белоруссия урегулировали вопрос в сфере поставок нефти и газа. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, передает БЕЛТА.
«Я вчера познакомился с докладом правительства по нефтегазовым вопросам с Российской Федерацией. Я так понимаю, что очередные баталии закончены и нам удалось выйти на подписание соответствующего документа, проблемные вопросы, по крайней мере на вчерашний день, были согласованы и сняты», — сказал он.
Вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко уточнил журналистам, что стоимость газа для Белоруссии будет «существенно снижена» (цитата по БЕЛТА). Он не пояснил, какая цена на российский газ будет установлена. По словам Семашко, Москва и Минск достигли договоренности о том, что Белоруссия вернет сумму, которую Россия рассматривает в качестве задолженности за поставку газа. Сумму он не назвал, но уточнил, что Минск должен вернуть деньги до 25 октября. «Но я буду обращаться к своим российским коллегам, чтобы это было сделано немного в рассрочку. Может быть, до конца этого года», — добавил он.
Минск до 20 октября в полном объеме погасит задолженность по платежам за российский газ, общая сумма которой превышает $300 млн, заявил чуть позже российский вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании у премьера Дмитрий Медведева (цитата по ТАСС).
Белоруссия с начала 2016 года добивалась снижения цен на российский газ с $132 до $73 за 1 тыс. куб. м и не признавала наличия долга за уже поставленный в этом году газ.
Согласившись погасить долг, Минск получил взамен «одномоментное существенное снижение цены газа» и другую поддержку со стороны России, надеялся Семашко. Точную цену он также не назвал, сославшись на конфиденциальность, но подчеркнул, что формально снижение цены произойдет задним числом — с 1 июля 2016 года.
Цена на газ для Белоруссии остается прежней в соответствии с контрактом, возразил глава российского правительства на совещании с вице-премьерами. «Чтобы не было неправильных интерпретаций, просто хотел бы акцентировать внимание на том, что цена на поставляемый в Белоруссию газ остается прежней и рассчитывается по существующей формуле. Никакой корректировки не произведено», — отметил Медведев.
Позже пресс-служба правительства Белоруссии подтвердила, что сохраняется механизм формирования цены на российский газ в 2016 году для коммерческих организаций на уровне прошлого года. Такое решение было принято в ходе телефонного разговора между Медведевым и премьером Белоруссии Андреем Кобяковым. Россия также подтвердила готовность применять механизм межбюджетной компенсации, средства от которой будут использованы белорусской стороной прежде всего для снижения цены на газ для национальных потребителей, подчеркивается в сообщении кабмина.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев оценил в $1,085 млрд потенциальные потери «Газпрома» при поставках газа в Белоруссию в 2016 году, если бы Минску удалось получить скидку (в случае если бы поставки остались на уровне прошлого года — 18,4 млрд куб. м газа). Но несмотря на упорный спор, белорусы согласились на прежний механизм формирования цены, замечает он. Основное достижение для Белоруссии на этих переговорах — возвращение объемов поставок российской нефти на местные НПЗ в прежних объемах: именно это могло заставить белорусов пойти на уступки.
По мнению заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, механизм межбюджетной компенсации по ценам на газ для Белоруссии — это предварительный механизм компенсации разницы в ценах на газ для разных групп потребителей Белоруссии. Эти средства могут быть выплачены из взносов членов Евразийского экономического союза, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Если это так, то решение предстоит согласовать с партнерами по этому объединению. Если же имеются в виду компенсации из российского бюджета, механизм их применения и объем пока не ясен. Пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов и представитель Минэнерго отказались комментировать переговоры с Белоруссией по газу.
Нефть в обмен на тариф
Газовые споры с Белоруссией отразились и на условиях поставок и транзита российской нефти в эту страну. В начале 2016 года сообщалось, что в текущем году Россия намерена поставить в Белоруссию 23 млн т нефти. Однако в третьем квартале поставки нефти в Белоруссию были сокращены с 5,3 млн до 3,5 млн т. Российский министр энергетики Александр Новак объяснял, что это связано с неплатежами Белоруссии за российский газ.
В начале октября стало известно, что Белоруссия в одностороннем порядке с 11 октября намерена повысить тариф на транзит нефти по магистральным трубопроводам «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба» в 1,5 раза. Соответствующее постановление 28 сентября выпустило белорусское Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Ранее Минск повышал тариф в этом направлении в феврале 2016 года на 10,4%.
В ответ «Транснефть» проинформировала об этом российскую Федеральную антимонопольную службу и официально сообщила, что действия белорусской стороны нарушают действующие договоренности.
Лукашенко обвинял российские власти в давлении на Белоруссию и нежелании идти навстречу в переговорах. На прошлой неделе глава государства рассказал, что Белоруссия ведет переговоры с Ираном о поставках нефти. По словам Лукашенко, иранские власти «мечутся с поиском рынка нефти и готовы снижать цену».
В понедельник, 10 октября, белорусский вице-премьер Владимир Семашко заявил, что Россия должна восстановить прежние объемы поставок нефти, а Белоруссия, в свою очередь, отменит решение о повышении тарифов на транзит. «Мы тоже сделали компромиссные шаги. Недавно были несколько повышены тарифы на транзит нефти. Мы это возвращаем назад. То есть останутся те тарифы, которые действовали по состоянию на 1 октября», — сказал Семашко. По его словам, поставка нефти в полном объеме должна восстановиться до 20 октября.
Восстановление поставок российской нефти в прежнем объеме подтвердил и Дворкович. «Параллельно мы (с белорусскими коллегами) договорились о [...] возвращении после урегулирования газовых проблем к объемам поставок до 24 млн т нефти в Беларусь, юридически обязывающем объеме поставок из Белоруссии в Россию нефтепродуктов в объеме 1 млн т», — сказал он (цитата по «РИА Новости»).