РБК стали известны подробности спасения Уралвагонзавода, долги которого превышают 200 млрд руб. Газпромбанк рефинансирует задолженность компании перед Альфа-банком, а правительство выделит госгарантии на 14,9 млрд руб.
Уралвагонзавод (УВЗ, на 100% принадлежит государству) обратился в Минпромторг за госгарантиями на 14,9 млрд руб. Об этом сообщила РБК представитель ведомства. По ее словам, господдержка нужна корпорации для рефинансирования 21,3 млрд руб. кредитов в 2016 году. Окончательное решение о выделении госпомощи должна принять в ближайшее время правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
УВЗ находится в сложном финансовом положении. Общие обязательства корпорации по итогам прошлого года превысили 200 млрд руб. Это в основном кредиты банков и задолженность по лизинговым операциям. Согласно базе «СПАРК-Интерфакс», среди кредиторов корпорации — Альфа-банк, Сбербанк, Газпромбанк и Связь-банк. В июне Альфа-банк подал в Арбитражный суд Свердловской области заявление о признании корпорации банкротом из-за кредита на 9,3 млрд руб. Общий долга УВЗ перед Альфа-банком — 16 млрд руб. и $119 млн, сообщала сама компания. Источник, близкий к корпорации, утверждает, что проблемы у нее возникли из-за поручительства по кредитам «дочек».
Рассмотрение иска назначено на 8 августа. По словам представителя Минпромторга, для получения госгарантий УВЗ нужно прекратить дело о собственном банкротстве, то есть договориться с Альфа-банком. Она утверждает, что рефинансировать долг УВЗ под госгарантии готов Газпромбанк. Условия рефинансирования представитель Минпромторга не раскрывает, однако поясняет, что правление Газпромбанка одобрило их 9 июня. В пресс-cлужбе банка не ответили на запрос РБК.
Ситуация патовая, полагает источник, близкий к УВЗ: Газпромбанк готов рефинансировать долг под госгарантии, но их нельзя получить из-за иска о банкротстве. Член правления Альфа-банка Максим Першин утверждает, что никаких ограничений для получения госгарантий у УВЗ нет, ведь процедура банкротства не введена.
По словам представителя Минпромторга, между банком и компанией достигнуты «определенные договоренности» о заключении мирового соглашения и банк отзовет иск в ближайшее время. Паршин ее поправляет, что ведутся переговоры. «Если все стороны найдут конструкцию, при которой Газпромбанк полностью рефинансирует кредиты Альфа-банка, то нас это устроит», — говорит банкир.
Представители Минэкономразвития, УВЗ и Минфина не ответили на вопросы РБК.
Как УВЗ попал в долговую яму
УВЗ выпускает танки «Армата», боевые машины огневой поддержки «Терминатор», а также полувагоны, цистерны, платформы и другую железнодорожную технику. Произведенные на заводе боевые машины считаются самыми высокозащищенными в мире, говорится на сайте завода. В 2015 году доля в общей выручке от продаж военной продукции составила 58%, гражданской продукции — 15% (остальное — в основном грузовые перевозки).
Убыток Уралвагонзавода за 2015 год составил 16,4 млрд руб., следует из отчетности по МСФО. Это втрое больше, чем годом ранее, когда компания впервые отчиталась по МСФО. По РСБУ убыток в 2015 году составил 10,1 млрд руб., и это стало рекордом с 2003 года, когда корпорация начала публиковать финансовые результаты. Причина — резкое сокращение доходов от продаж полувагонов и цистерн. За 2015 год продажи снизились в 2,5 раза, до 16 млрд руб., следовало из финансовой отчетности компании. Кроме того, с 5 млрд до 13 млрд руб. выросли коммерческие расходы и с 2,5 млрд до 4,5 млрд руб. — расходы на уплату процентов.
Замгендиректора УВЗ Алексей Жарич называет несколько причин проблем корпорации. По его словам, это стагнация рынка вагонов, попадание корпорации в санкционный список и долги кэптивной транспортной компании «УВЗ-Логистик». Кроме того, сократилось авансирование гособоронзаказа, собственных средств не хватало, и под финансирование перевооружения армии пришлось брать кредиты в банках. Корпорация пострадала от скачка курса, жаловался в интервью РБК гендиректор УВЗ Олег Сиенко. Для модернизации предприятия было заказано импортное оборудование, которое вдвое выросло в цене.
Представитель Минпромторга согласна, что прошлый год для российского вагоностроения и УВЗ был очень сложным. «Таких показателей не было с начала 1990-х годов, кризис в экономике привел к падению объемов железнодорожных перевозок», — отмечает она. По ее словам, прогноз на 2016 год положительный — потенциальный портфель заказов УВЗ превышает $5 млрд. Жарич утверждает, что УВЗ заключил заказы на производство 12 тыс. вагонов, что улучшит финансовое состояние корпорации.