В январе в российский кинопрокат выходит фильм «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Те, кто успел его посмотреть, в один голос уверяют, что такого Лео мы еще не видели. Ради этой роли актер отпустил бороду и похудел на 15 кг. Съемки проходили в Канаде и горах Аргентины, где температура падала до минус сорока градусов. Наш корреспондент расспросила актера, ради чего он пошел на такие жертвы.
— Я понял, что предстоит невероятно трудная работа. Буквально на пределе человеческих сил и возможностей.
А что касается шедевра… Дело в том, что сценарий долго «гулял» по Голливуду. Продюсеры опасались за него браться — сложно найти подходящую натуру. Не говоря о том, чтобы снять фильм. О компьютерной графике не могло быть и речи: погрузиться в атмосферу такой истории возможно только в реальных пейзажах дикой северной природы.
Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту через историю мести — очень простую по сути — показал не только красоту и поэзию этой природы. Он показал, как она взаимодействует с героями, что пытается донести до них. В этом я вижу смысл нашего фильма. Мы совершили путешествие, которое длилось почти девять месяцев. Это была уникальная работа — мы репетировали и играли, пытаясь поймать свет в короткий северный день, нам нужен был этот необыкновенный, магический северный свет. На мой взгляд, получился уникальный, революционный фильм — кинематографический эксперимент. Он вобрал в себя опыт других режиссеров. Здесь есть и «Солярис» Тарковского, и Дэвид Линч, и Куросава. Камера будто случайно выхватывает лицо, мы видим пар, идущий изо рта, и в следующий момент заворожены потрясающей красотой северной природы. Получается своеобразная виртуальная реальность, но она достигнута классическими методами. Я горжусь, что стал частью этого проекта!
Сюжет картины основан на биографии американского исследователя и охотника Хью Гласса. В Америке он знаменит тем, что во время одной из экспедиций несколько раз сумел избежать смерти: Гласс получил серьезные раны в схватке с медведем гризли, был ограблен и закопан заживо своими попутчиками, тонул в ледяной воде. Но, несмотря на травмы, без оружия преодолел расстояние более 320 км, добрался до ближайшего форта и отомстил обидчикам. Ради этой роли актер отпустил бороду и похудел на 15 кг. Съемки проходили в Канаде и горах Аргентины, где днем температура воздуха опускалась до минус сорока градусов.
— На самом деле реальный Хью Гласс несколько лет разыскивал своего обидчика. Скажите, картина о столь яростной и всепоглощающей мести интересна обществу, так гордящемуся своей толерантностью?
— У вас личное отношение. Да, вы правы, в сюжетной линии — месть. Но «Выживший» — еще и история мужчины, прошедшего через самые невероятные испытания. В определенный момент месть отходит на второй план, потому что каждый, буквально каждый герой картины — неважно, Хью Гласс, медведь или персонаж Тома Харди, — должен бороться за жизнь. Это было особенное время в американской истории: первые форты, первые колонисты и поселенцы, нетронутые земли. Многие персонажи фильма не по своей воле оказались в этих краях, но заплатили свою цену за то, что побеждали природу, за геноцид местного населения, уничтожение культуры, захват земель… В конце концов, если посмотреть на историю человечества, то чем мы занимаемся? Выживаем.
Да нам самим пришлось туго в таких условиях! Несколько раз съемки прерывались из-за непогоды. Конечно, мы не жили в лесу, но ежедневно боролись с дождем, снегом, ветром, с переохлаждением, с простудами, наконец. Да это все равно что снимать кино в Сибири! (Смеется.) А если серьезно, ничего страшнее мне делать не приходилось. Если я не стучал зубами в ледяной речке, не отплевывал землю после того, как был закопан живьем, то лежал в обглоданной туше лошади. А уж о том, что пришлось есть, лучше и не вспоминать. Режиссер хотел, чтобы абсолютно все снималось «вживую», и отвертеться от его жестких требований не представлялось возможным. Зато актеры выглядели органично в кадре, потому что если ты ешь сырую печень бизона, у тебя возникают естественные реакции организма… Когда мы закончили съемки, я подумал: «Боже, оказывается, человек приспосабливается к любым реалиям. Он может быть очень сильным, чтобы пережить столько испытаний». Восхищаюсь людьми, которые и сейчас живут в таких условиях.
— А медведь тоже был настоящий? Одна из самых сильных сцен картины — ваша схватка с гризли!
— Здорово, что вы поверили, что он живой! Я счастлив, значит, мы хорошо сделали свою работу. Мы хотели обострить ваши чувства. Но огорчу: он был не настоящий. Никто не позволил бы ни одному медведю сделать то, что он сделал в фильме. Но кроме самого медведя в этой сцене работает все — каждая мелочь. У вас ведь создалось впечатление, что в кадре нет никого, только человек и зверь. Вы будто подглядываете.
Пожалуй, я не видел ничего более правдоподобного в кино.
CGI (компьютерная графика. — Прим «ТН»), на мой взгляд, выглядит как мультяшка: ты не чувствуешь характера. На фоне зеленого экрана летают разные предметы, вместе с ними летают актеры, а ты смотришь и думаешь: «О’кей, только я не хочу иметь с этим ничего общего».
А в этой сцене технологии использованы для того, чтобы создать что-то реалистичное. И поверьте, у нас были изображения сотен медведей, которые мы переносили в компьютер, добиваясь абсолютного правдоподобия.
— Как вы готовитесь к ролям? Ищете своего персонажа внутри себя?
— Обычно да. Но именно в этой картине все было иначе. Во-первых, он практически немой. Мой персонаж почти не разговаривает. Поэтому подготовка к роли заключалась в том, чтобы забыть все, что я делал до того, довериться лишь собственным инстинктам. Каждый момент я думал о том, что я чувствую, выражал эти эмоции, наблюдал за происходящим вокруг и реагировал немедленно.
Впервые Лео появился на экране в два с половиной года в популярном детском шоу. Еще ребенком он снялся более чем в 30 рекламных роликах, получил роль юного Мейсона Кэпвелла в 2137-серийной «Санта-Барбаре». В 14 лет у него был свой агент. Учебу в калифорнийской школе John Marshall High School Ди Каприо совмещал с жестким актерским графиком. Суперзвездой и самым узнаваемым лицом на планете его сделал «Титаник». Сентиментальный блокбастер собрал в прокате около $2 млрд и принес своим создателям 11 «Оскаров». Однако Лео не был номинирован. Первый серьезный приз — «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля — он получил за картину «Ромео + Джульетта». А на «Оскар» номинировался пять раз: за лучшую мужскую роль второго плана в картине «Что гложет Гилберта Грейпа?», за главные роли в «Авиаторе», «Кровавом алмазе» и дважды за «Волка с Уолл-стрит» — как актер и как продюсер. Номинанты этого года будут объявлены в январе, но букмекеры и аналитики уже составили свой список претендентов на самую престижную награду в мире кино. По их мнению, статуэтка за лучшую мужскую роль наконец-то достанется Леонардо Ди Каприо — за «Выжившего».
— Критики в один голос говорят: как актер вы совершили прорыв в «Выжившем». И за эту роль, впрочем, как и за многие предыдущие, вам прочат «Оскар»…
— Когда ты делаешь фильм, никогда не думаешь о подобных вещах. Ну а когда он готов, то полностью выходит из-под твоего контроля. Да и вообще вся эта история с «Оскарами» целиком и полностью вне нашего контроля — мы не можем повлиять на результат. Каждый проект, в котором я принимал участие, я старался сделать как можно лучше, вложить в него все силы. А в итоге критикам или зрителям просто не понравился мой костюм, грим или часть диалога, сцена или что-то еще, что ты никак не мог предугадать.
Поэтому к каждой картине надо приступать с намерением добраться до вершины, но переживать, получишь ты награду или нет, не стоит. В конечном итоге я умываю руки и говорю себе: что случится, то случится — ты не можешь ничего изменить.
— Помните свои чувства, когда получали первую в жизни награду?
— (Смеется.) Это было второе место в конкурсе брейк-данса. Конкурс проходил в Германии, и я был уверен, что выиграю первое место, потому что брейк-данс — американское изобретение! Я тогда был сильно расстроен.
— У вас итальянские, русские, немецкие корни. Это что-то для вас значит?
— Мне нравится думать, что у меня с такой фамилией есть и итальянские корни, хотя со своими итальянскими родственниками я не имею близких отношений. Настолько близких, как с моей немецкой родней.
Я несколько раз проводил каникулы в Германии, где жила моя бабушка. Ее фамилия была Смирнова, она эмигрировала из России. Вышла замуж за моего деда Вильгельма Инденбиркена, родилась моя мама. Дед был шахтером, бабушка — крестьянкой. Я очень благодарен маме за то, что она дала мне возможность проводить с ними немало времени. Я любил слушать, что они говорят о мире, впитывал их отношение к жизни. Они были настоящие — реальнее 99 процентов людей, которых я потом встречал.
Помню, мы с бабушкой пошли в музей Пикассо, и она сказала, что ненавидит это дикое искусство. Она говорила это внуку Пикассо, и тот ничуть не обиделся, наоборот, просил ее приходить еще, потому что его дед тоже был таким — человеком, который говорил правду.
Бабуля не принадлежала к буржуа или к высшему свету, она была тем, кем она была, и говорила то, что думала. Я всегда вспоминаю ее с большим уважением и любовью.
— А детство вы вспоминаете как счастливое время?
— Знаете, на первый взгляд покажется, что детство у меня было не очень радужное. Я вырос в неблагополучном районе, мои родители расстались сразу после моего рождения. Но они остались в дружеских отношениях. Любили меня, старались дать самое лучшее. Мама два часа тратила на дорогу, чтобы отвезти меня на уроки рисования и курсы по истории искусства, отец оттуда забирал. Их забота, любовь, советы — редкое сокровище, и до сих пор оба моих родителя оказывают влияние на мою жизнь, и я счастлив. Отец всегда был моей движущей силой в актерской профессии. Когда мне было 14 лет, я в течение года почти каждый день проходил пробы, но меня не утвердили ни на одну роль. Однажды мы возвращались с очередного кастинга, где ко мне отнеслись как к куску мяса, в машине я заплакал и сказал: «Папа, если актером можно стать только так, то я не хочу становиться актером». А отец потрепал меня по плечу и произнес: «Поверь, ты будешь настоящим актером. Запомни это. И расслабься».
— Его слова оказались пророческими. Скажите, раз у вас русские корни, сыграть в русской классике не думали?
— Сейчас есть пара идей в разработке. Одна — это картина о Ленине. Пока, правда, нет сценария. Другая — об этом безумном монахе… Распутине! Работа идет потихоньку, я перечитал много книг и статей. Для меня история его жизни совершенно невероятная. Во-первых, потому что она происходит в удивительное время, важное для вашей страны. Я смотрел документальные фильмы — о том, как этот человек влиял на царскую семью, как царская семья была дискредитирована дружбой с ним, Распутин умело ими манипулировал. С именем Распутина связано падение целой империи, так что для меня это очень мощный проект. Да, вспомните, как он умер — в него стреляли, его резали, топили. Почти как мой герой Хью Гласс из «Выжившего»!