Последствия отзыва лицензий Киви-банка, входящего в первую сотню в РФ по активам, ярче всего проявились даже не среди его клиентов, а в работе платежной инфраструктуры страны в целом. Именно роль банка в переводах средств, а не финансовые проблемы стали причиной решения регулятора. В результате по всей России возникли проблемы с платежами за ЖКХ и услуги сотовой связи, в мобильных приложениях и игровых сервисах, даже такси. Отчасти ситуацию спасло то, что у многих пострадавших компаний, хотя и далеко не у всех, были альтернативные провайдеры платежных сервисов.
Решение ЦБ об отзыве лицензии у Киви-банка привело к масштабным сбоям платежей в самых разных сферах бизнеса — от ЖКХ и гейминга до таксопарков и магазинов мобильных приложений. Дело в том, что другие кредитные организации, в том числе крупные, и прочие финансовые компании заключали с Киви-банком договоры о проведении платежей в пользу сторонних контрагентов. По оценке собеседников “Ъ” на рынке, объем таких операций был «значительным», но точных оценок они привести не смогли.
Как поясняет один из банкиров, множеству банков Киви-банк выдавал whitelabel-протокол оплат в адрес ЖКХ и ряда других категорий клиентов.
По его словам, банки часто их подключали, поэтому масштаб проблем на рынке не ограничивается ставшими известными на сегодня случаями. «Обычно банк держит одного-двух таких провайдеров для всех услуг»,— уточняет банкир. По его оценке, кредитные организации смогут относительно быстро переключиться на новых провайдеров, однако «их теперь у всех банков станет меньше».
В частности, пострадали клиенты Райффайзенбанка, Газпромбанка, ОТП-банка, Совкомбанка, Металлинвестбанка. В их приложениях нельзя было провести оплату мобильной связи и других услуг части компаний. Банки сообщили, что работают над устранением проблем и выполняют переподключение на альтернативного провайдера. В Газпромбанке вечером 21 февраля “Ъ” заверили, что «большая часть поставщиков услуг уже переведена к другим агрегаторам». В Совкомбанке «выполняются настройки для переключения на альтернативного провайдера».
В 2022 году годовой объем платежей группы Qiwi (MOEX: QIWI) (в которую входит Киви-банк) составил почти 1,9 трлн руб., а за три квартала 2023 года — 1,4 трлн руб. По данным на начало 2023 года, число активных клиентов электронного «Qiwi Кошелька» составляло 13,8 млн. Сейчас группа Qiwi проводит разделение бизнеса на международный и российский. В российском контуре оставался Киви-банк, «Qiwi Кошелек», Qiwi Business, система денежных переводов Contact, группа ROWI, группа Realweb, Flocktory, «Таксиагрегатор», IntellectMoney и др. Международный бизнес Qiwi оставался в Казахстане, ОАЭ и других странах. Предполагалось, что главный исполнительный директор Qiwi Андрей Протопопов выкупит российские активы в два этапа.
В ЦБ не скрывают, что именно платежная инфраструктура Киви-банка стала предметом претензий регулятора: «Бизнес-модель банка в значительной степени была основана на проведении высокорисковых операций по электронным кошелькам и переводам, в том числе для теневого игорного бизнеса, криптообменников, а также переводы похищенных средств в пользу дропперов и других нелегальных финансовых услуг. Мы проводили с банком большую системную работу для снижения его вовлеченности в такие операции, но банк постоянно использовал различные схемы и способы обхода наших мер».
Однако в результате сложности возникли у вполне официальных сервисов. Сотовые операторы в ответ на проблемы с оплатой в основном рекомендовали перечислять средства через их собственные мобильные приложения. В Tele2 сообщили о снижении доли пополнений конкретно через терминалы Qiwi; проблема, по словам представителя оператора, «не спровоцировала пока массовых обращений на линию поддержки». В «Вымпелкоме» заверили “Ъ”, что отзыв лицензии у Киви-банка «не оказывает существенного влияния на операции пополнения счетов». В МТС отказались от комментариев, в «МегаФоне» и «Ростелекоме» не ответили на запросы.
По словам одного из собеседников “Ъ” на рынке, сам по себе Киви-банк «давно ушел от работы с крупными корпоративными клиентами». Проблемы коснулись платежных систем банка «Рапида» и Contact, а также дочерней компании «Киви-Технологии» (работающей под брендом «Таксиагрегатор»), у которой на обслуживании было 2,6 тыс. таксопарков. В компании сообщили, что начали взамен интеграцию с банком «Точка».
Qiwi позволял оплачивать сервисы контент-провайдеров и пополнять их кошельки.
После того как из России в 2022 году ушли мировые платежные системы, такой способ оставался одним из немногих вариантов, доступных, например, пользователям магазина видеоигр Steam в России. Теперь пополнение баланса Steam недоступно. Впрочем, глава Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников уточнил, что, хотя способ оплаты через Qiwi был «одним из наиболее распространенных за счет низкой комиссии», аналогичные услуги предлагают мобильные операторы и другие операторы электронных кошельков.
В «Литрес» сообщили, что на расчеты через Qiwi приходилось «достаточно большое количество» платежей клиентов сервиса. Сейчас платформа «оперативно» информирует пользователей о необходимости воспользоваться другими способами, уточнили там, а также планирует настроить «оплату через другую платежную систему».
Системные проблемы блокировка платежей Киви-банка создала для пользователей смартфонов Huawei: у них перестали проходить трансакции при оплате товаров и услуг в интернете или в собственном магазине приложений AppGallary.
На данный момент, пишут пользователи, компания предлагает оплату только через мобильных операторов. Собеседник “Ъ” на рынке электроники пояснил, что оплата в магазине приложений Huawei в РФ проходила через эквайринг Qiwi. Он считает, что компания «в скором времени подключится к другому российскому эквайрингу».
По словам главы правления ассоциации «Финансовые инновации» Романа Прохорова, «бизнес Qiwi есть кому оперативно подхватить», однако «на переключение каналов взаимодействия потребуется несколько дней».
Что касается зависших платежей, то расчеты по ним, как правило, проходят не позднее следующего дня, поэтому объем таких средств вряд ли велик, считает эксперт. Он уточняет, что «плательщик считается произведшим оплату с момента внесения денег, далее уже риски получателей и организаций платежной инфраструктуры с учетом условий договоров между ними». Часть зависших из-за сбоев платежей может быть возвращена, добавляет один из участников рынка, поскольку в ряде случаев «под них держатся страховые депозиты».
Заявленные ЦБ цели ограничения теневого бизнеса тоже могли быть достигнуты. Участники рынка подтверждают переводы через Qiwi в пользу криптообменников. По словам собеседников “Ъ” на финансовом рынке, Qiwi был крупнейшим в РФ каналом вывода средств в криптовалюту. Для таких трансакций традиционно использовались кошельки Qiwi (не привязаны к банковским счетам). «Именно Qiwi-кошелек выступал одним из наиболее популярных сервисов для покупки и продажи криптовалюты, позволяя выводить средства в теневой сектор»,— говорит один из собеседников “Ъ”. В частности, Qiwi был самым доступным по суммам ввода и вывода средств (от 5–10 тыс. руб.).
Само по себе проведение операций с теневым бизнесом и криптовалютой не является основанием для отзыва, уточняет партнер юрфирмы «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. По его оценке, ЦБ, как правило, анализирует высокорисковую деятельность с точки зрения именно стабильности банка. По мнению управляющего партнера ФГ «Дмитрий Донской» Дмитрия Курбатского, «в данном случае регулятор показал, что проблема теневых платежей по-прежнему стоит на повестке и к игрокам на этом поле могут применяться крайние меры, невзирая на размер».