В российский прокат вышла «Территория» Александра Мельника, приключенческая драма о поисках золотых месторождений в 1960-е годы. В основе — легендарная одноименная книга советского писателя Олега Куваева. Корреспондент «Известий» встретился с исполнителем главой роли Константином Лавроненко.
— Со времен написания и жизнь, и страна сильно изменились. Трудно было играть человека совершенно другой эпохи, главного инженера Илью Чинкова?
— Что-то действительно уходит, а что-то просто меняет свое название. Умение отвечать за свои слова и поступки — это было редкое и важное качество тогда, но оно остается им и по сей день. Мне вообще кажется, что люди не сильно меняются. Когда мы делали «Территорию», у нас не было цели изобразить или показать именно эпоху 1960-х. Нас интересовали взаимоотношения непростых индивидуальностей, те человеческие качества, что остаются вне времени.
Когда погружаешься в мир этого романа и после встреч с современными геологами, понимаешь, что все обстоит совсем не так, как ты думал. Эти люди искали золото, но не из-за большого рубля или славы — алчных Территория не принимает и изгоняет. Выживают те, кто не представляет себе жизни без опасности, лишений и поиска. Как каскадеры или альпинисты — постоянно на грани жизни и смерти.
Во время подготовки к съемкам я общался со многими геологами: кто-то достиг высоких постов, кто-то до сих пор работает на земле, но эту породу ни с чем не спутаешь. Фальшь чувствуют за версту. И главное, нам бы очень хотелось не подвести их — чтобы на экране были живые люди.
— Режиссер Александр Мельник говорил, что «Территорию» снимали без «зеленого экрана», на натуре. Можно сказать, что вы работали в тех же условиях, что и ваши герои?
— Скажем, в очень близких к реальным. Плато Путорана под Норильском — туда иначе, как на вертолетах не добраться. Две экспедиции, общая команда — более 200 человек. Немного комфорта у нас, конечно, было — например, можно было попросить обогреватель в палатку. В целом условия были очень суровые, но это скорее помогало. Даже к миллионам комаров можно было привыкнуть. Это ни на что не похожее чувство — ходить там, где еще не ступала нога человека. И опять же, ответственность — столько чужого труда затрачено, нельзя ударить в грязь лицом.
— Сами геологи оказывали вам помощь?
— В конце фильма очень длинные титры — с перечислением всех, кто нам оказывал помощь во время съемок. Без них ничего бы не получилось. Помогали и делом, и советом. Было много консультаций, касающихся тех или иных тонкостей работы, например, промывки золота. И вроде бы мы ни в чем не наврали. После премьеры за достоверность нас благодарили больше всего. Для геологов «Территория» — это священная книжка. Хотя бы раз, мне кажется, ее читал каждый геолог.
— На наших глазах возвращается мода на советское ретро. Сериал «Оттепель» заставил вспомнить о кино 60-х. Теперь, получается, пришла очередь на геологов, представителей самой романтической профессии СССР?
— Хотя я себя старым не считаю, но мне удалось застать краем в детстве то удивительное время. Я не сторонник вымученной ностальгии и не считаю, что надо жить прошлым. Но я очень люблю скорее звуки, запахи, общие ощущения ушедших времен. И во время съемок в какие-то моменты мне казалось, что я снова ощутил аромат «оттепельного» кино и того времени. Почувствует это зритель — я не знаю. Я уже слышал много откликов о «Территории», часто диаметрально противоположных, и это меня радует. Пусть каждый выскажет свою точку зрения.
— На экраны недавно вышел еще один ретросериал «Однажды в Ростове» с вашим участием. Продюсер Сергей Жигунов говорит, что объединил здесь ключевые события из жизни своего родного города — расстрел в Новочеркасске и преступления банды «фантомасов». Вы, как ростовчанин, это подтверждаете?
— Насчет «фантомасов» — абсолютно точно. Последнее преступление этой банды (оно тоже есть в сериале), можно сказать, происходило на моих глазах, в нескольких метрах от моего дома. Мне было лет 12. А в том институте, где они засели, работала моя мама. Нельзя сказать, что они держали в страхе весь город, но их преступления были на слуху. И это была очень ростовская история. Сейчас город уже совсем другой, очень европейский.
— А ваш герой в сериале, писатель-диссидент — это собирательный образ или был конкретный прототип?
— Это спрессованные в одной биографии реальные судьбы многих десятков людей. И мне кажется, это важная часть фильма. Не хочу что-то решать за зрителей, но, на мой взгляд, здесь найдена очень правильная нота.
— И еще одна ваша грядущая премьера — сериал «Клим» о следователе, который ищет преступников благодаря своему звериному чутью. Вы видели британский оригинал — «Лютер» c Идрисом Эльбой? Насколько ваш герой будет похож или не похож?
— Конечно, смотрел, я фанат этого сериала. Но сильного сходства мы обещать не будем. Да и зачем? Оригинал потрясающий, и его не повторить. Весь сериал держится во многом на актерах Идрисе Эльбе и Рут Уилсон — именно их дуэт превратил простой криминальный триллер в невероятную драму. У нас же все будет свое. Я еще не видел сериал целиком, лишь фрагменты, но, на мой взгляд, все довольно убедительно. Посмотрим, как это все будет смотреться на экране, но стыдно, думаю, не будет.