Выложили плиткой
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Алексей Макурин. Аргументы и Факты Москва
Дерево какао на севере не растёт. Но Россия делает отличный шоколад, экспортировать который даже выгоднее, чем нефть: шоколадная тонна в прошлом году стоила в 6,5 раз больше, чем нефтяная.
Aif.ru узнал, как страна зарабатывает, используя сырьё, которого у неё самой нет.
«Алёнка» в хиджабе
Самый популярный сорт отечественного шоколада – молочный. Его предпочтут трое из четверых россиян. Нравится он и в странах, которым мы экспортируем сладости. И не только за вкус. В наших марках все находят своё. Туристы говорят, что в египетских ресторанчиках традиционный бакшиш вполне можно заменить плиткой «Алёнки»: и сладко, и халяльно. Ведь девочка на упаковке в платочке. Неудивительно, что фабрика «Красный Октябрь», почти 60 лет выпускающая шоколадки под этим названием, сейчас готовится официально продавать его в Египте и Сомали.
СССР шоколад экспортировал мало. Но в 2021 г. Россия поставила за рубеж 325 тыс. т шоколада – в 9,3 раза больше, чем в 2002 г. (см. таблицу). По объёму экспорта кондитерская отрасль теперь на 4-м месте среди всех отраслей АПК. Валютная выручка больше только от зерна, подсолнечного масла и рыбы.
И продавать такой продукт в разы выгоднее, чем малопереработанное или совсем не переработанное сырьё. На Лондонской бирже 1 т сахара стоила в прошлом году 600 долл., а условная тонна шоколада на мировом рынке – 3,6 тыс. долл.
В себестоимости шоколадной плитки до 70% и больше занимают продукты из какао, заметную долю которых Россия вырабатывает сама. Главный поставщик сырых бобов – Кот-Д'Ивуар. Сахар и молоко свои. И всё это, помноженное на 200-летний опыт, позволяет делать шоколад такого качества и в таком количестве, что его хватает как своим покупателям, так и любителям сладкого ещё из 95 стран.
«На экспорт уходит 29% шоколада и шоколадной продукции, – свидетельствует исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин. – В 2021 г. Россия заняла 10-е место в мире, потеснив из топа экспортёров Швейцарию. Мы поставщики № 1 в Китай, ОАЭ, Монголию и традиционно лидируем в постсоветских странах».
Рецептура самодостаточности
По большому счёту, в кондитерской промышленности Россия сделала то, что не удалось в добывающей, машиностроительной или лёгкой. Экспортируется исключительно продукция с высокой добавленной стоимостью. Есть свои инновационные технологии. Есть марки, востребованные за рубежом, и зависимость от импортного сырья не мешает. Благодаря чему это стало возможным?
«Россия – пятый кондитерский рынок мира по величине, – анализирует причины успешности отрасли Лашманкин. – В 1990-е почти не было случаев закрытия кондитерских фабрик. Наоборот, появились новые, построенные как иностранными, так и российскими инвесторами. Мультинациональные компании принесли с собой новый ассортимент, современные маркетинговые ходы. А российские специалисты сохранили и развили отечественные традиции. Отсюда главные преимущества российского шоколада на мировых рынках – высокое качество и широкая палитра рецептур. Кроме того, по сравнению с зарубежной российская продукция выигрывает в цене».
По оценке Центра аналитики и экспертизы ПСБ, накануне санкционного кризиса 81% производства шоколада и шоколадной продукции держали в своих руках крупные компании из США и Европы. Но в АСКОНД называют эти данные совершенно некорректными и подчёркивают, что зависимости от зарубежных технологий и рецептур в отрасли нет. «Все крупные фабрики, работающие в России, способны создавать продукцию любого уровня сложности, опираясь на собственную техническую и научную базу, – уверен Лашманкин. – Конечно, в условиях санкций поддерживать и обновлять оборудование стало намного труднее. Но кондитерская отрасль работает над поиском отечественных решений. Например, в прошлом году в Ярославле была разработана технология восстановления валов для мельниц, задействованных на многих предприятиях. Появилась полностью отечественная линия для производства халвы. Неплохо развивается проект создания полностью российской технологической линии для производства сложного печенья».
Конфета позитива
После 24 февраля 2022 г. западные корпорации, ведущие кондитерский бизнес в России, остановили инвестиции и рекламу, но не отказались от производства в нашей стране. Из известных импортных брендов исчезли два – конфеты с ликёром от финской компании Fazer и премиальный шоколад от швейцарской компании Lindt. Но конфеты, похожие на лакомство из Финляндии, начали выпускать в Пензе. А дорогой премиум-шоколад, по словам Лашманкина, есть в ассортименте многих наших производителей. Главное, что сдерживает расширение линейки таких продуктов, – скромная покупательная способность российского населения.
Но и здесь у шоколада есть преимущество: замечено, что в кризисы покупатели отказываются от сладкого в последнюю очередь. Растёт потребность в позитивных ощущениях, и люди стремятся себя побаловать. Как сообщили в исследовательской компания NielsenIQ, с апреля по сентябрь 2022 г., в самые шоковые санкционные месяцы, магазины продали на 14% больше шоколадных батончиков и на 4% больше шоколадных плиток, чем за тот же период в 2021 г. При этом быстрее всего росли продажи дешёвых марок местных производителей. Доля плиток из низкого ценового сегмента превысила в общероссийских продажах уже 20%.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.