Вышло баком
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Наталья Башлыкова, Павел Вихров. Известия
В 58 регионах зафиксирован рост цен на дизель - в Госдуме предлагают снова ввести запрет на экспорт топлива
В Госдуме РФ намерены предложить правительству вновь ввести запрет на экспорт дизельного топлива. С таким предложением депутаты обратятся в кабмин в случае серьёзного роста цен, рассказали "Известиям" в комитете ГД по энергетике. Цены уже вторую неделю показывают положительную динамику: по данным Росстата, с 21 по 27 ноября стоимость дизеля повысилась на 0,3%. За данный период это топливо подорожало в 58 регионах, как минимум в девяти из них наиболее существенно, подсчитали "Известия". Причины кроются в недавнем снятии запрета на экспорт дизеля, полагают эксперты и участники рынка. Грузоперевозчики со своей стороны также собираются поднять вопрос нового повышения стоимости горючего в Госдуме 7 декабря.
За последнюю неделю (с 21 по 27 ноября) цены на дизель в рознице увеличились в 58 регионах РФ, подсчитали "Известия" на основе данных Росстата. Самый высокий скачок зафиксирован в Магаданской области - на 4,79 рубля за литр, в Забайкальском крае - на 1,12 рубля, в Амурской области - на 98 копеек, в Приморском крае - на 95 копеек, на Камчатке - на 79 копеек, в Хакасии - на 70 копеек, в Иркутской области - на 60 копеек, в Хабаровском крае - на 49 копеек, в Сахалинской области - на 47 копеек.
В Москве, согласно данным службы, рост составил 6 копеек, но, по данным Московской топливной ассоциации, на заправках столицы средняя цена дизельного топлива (ДТ) за неделю выросла на 14 копеек.
В целом, по данным Росстата, за неделю (на 27 ноября) потребительские цены повысились на 0,3%, после того как неделей ранее росли на 0,1% и две недели до этого оставались стабильными.
Средняя цена ДТ в стране на 27 ноября составила 64,26 рубля за литр (на 20 ноября - 64,08 рубля).
Как сказали "Известиям" в национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс", основная проблема сегодня - рост цены дизельного топлива на бирже.
- Буквально неделю-две назад биржевые цены на зимнее топливо "-15" стоили 52-53 рубля за литр, сейчас "-30" стоит 59-60 рублей за литр, из-за этого и происходит рост цен в рознице. В некоторых регионах может использоваться также арктическое топливо, которое ещё дороже, - заявил президент объединения Владимир Матягин.
Он напомнил: недавно правительство сняло запрет на экспорт дизельного топлива, которое сейчас дорожает на мировых рынках, компаниям выгодно экспортировать свою продукцию за рубеж, но это негативно сказывается на внутреннем рынке.
- Мы уже предлагали вообще запретить вывозить топливо из страны и сделать цены регулируемыми, - подчеркнул Владимир Матягин.
Тему роста цен на дизель грузоперевозчики планируют поднять 7 декабря на круглом столе в Госдуме. А в комитете ГД по энергетике сообщили "Известиям", что готовы вновь поставить вопрос перед правительством о введении запрета на экспорт, если рост цен на топливо внутри России будет значительным.
- К сожалению, то, что цены начали расти, а принятые меры по их сдерживанию оказались временными, действительно так. Основная причина - возобновившийся экспорт нефтепродуктов за границу. Нефтегазовым компаниям выгоднее продавать туда топливо, чем внутри России. Поэтому мы фиксируем рост. Если он будет очень серьёзный, то депутаты Госдумы вновь вернутся к постановке вопроса о прекращении экспорта, - подтвердил первый зампред комитета Игорь Ананских.
При этом он выразил надежду на то, что крупные российские нефтяные компании сами начнут сдерживать цены на внутреннем рынке, чтобы ограничительные меры в отношении них не повторились.
В конце августа грузоперевозчики призвали власти ввести госрегулирование цен на дизель и зафиксировать его стоимость ниже 60 рублей за литр, сообщали "Известия". В письме ассоциации "Грузавтотранс" главе кабмина Михаилу Мишустину от 22 августа представители отрасли отметили, что всего за неделю дизель в нескольких регионах Центральной и Южной России подорожал на 10%, его цена составила около 68-70 рублей за литр.
Уже в сентябре из-за роста цен представители бизнеса попросили кабмин ввести транспортный демпфер - компенсацию компаниям за сдерживание роста стоимости доставки грузов. 21 сентября после вмешательства в ситуацию президента России Владимира Путина в качестве рычага для сдерживания цен был использован полный запрет на экспорт из РФ бензина и дизеля. В начале октября меры были скорректированы, в частности был снят запрет на экспорт дизельного топлива для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%.
В пресс-службе правительства рекомендовали "Известиям" обратиться за комментарием в Минэнерго. В министерстве же сообщили: ситуация на оптовом рынке моторных топлив постепенно улучшается по мере накапливания совокупного эффекта от мер, принятых для стабилизации цен на внутреннем рынке.
- Изменение цен наблюдается по сетям АЗС, которые ранее не увеличивали розничную стоимость топлива. При этом повышение не должно превысить плановые годовые уровни инфляции. Сейчас по летнему дизельному топливу цены в среднем снизились с сентябрьских пиков до отметок весны 2023 года. Похожая тенденция к общему снижению биржевых цен наблюдается и по другим видам моторных топлив, - считают в Минэнерго.
В ведомстве добавили, что биржевые цены снижаются из-за насыщения внутреннего рынка предложением, а также после формирования товарных запасов в размере более 5 млн т моторных топлив.
- Стабилизация внутреннего рынка позволила снять большую часть ограничений на экспорт моторных топлив, введённых в сентябре. Внутренний рынок полностью обеспечен предложением, Минэнерго в ежесуточном режиме мониторит ситуацию, - отметили в ведомстве.
По данным министерства, оптовые цены также снижаются на фоне окончания летнего сезона повышенного спроса и завершения ремонтов НПЗ.
При этом 29 ноября в ходе заседания комитета ГД по энергетике первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин заявил: ведомство надеется удержать рост цен на топливо на уровне инфляции до конца 2023 года.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.