Перелистывая ленту в Facebook или Instagram, можно встретить профиль знакомого пользователя, который регулярно выкладывает свои фотографии: из ресторана, с отдыха на фоне моря, в фойе театра, в спортзале. Иногда мы смотрим на его жизнь со стороны и не одобряем: «Опять себя выложил, настоящий нарцисс!» А иногда этот пользователь – мы сами, и мы ждем совсем другой реакции.
«Социальные сети – это очередная социальная среда, жизненное пространство, в котором работают те же самые закономерности, которые мы наблюдаем в реальности, – считает семейный психолог Александр Шадура. – Раньше мы пытались найти свое место в обычном обществе, теперь так же ищем его в интернете». Это просто новая площадка, подаренная прогрессом, и мы приходим сюда точно так же, как в новое кафе, – потому что кто-то сказал, что здесь хорошо, потому что здесь часто бывают знакомые. «Я выпадала из разговора с подругами, потому что они обсуждали то, что узнали из соцсетей, а я не могла поддержать беседу, – признается 28-летняя Людмила. – В конце концов я зарегистрировалась, и сейчас у меня то ли семь, то ли восемь соцсетей, уже не помню». Мы делимся новостями и эмоциями, иногда ожидаем поддержки, а иногда надеемся получить положительную оценку своему внешнему виду или действиям. «Личную страничку в Инстаграме я воспринимаю как художественную галерею, – рассказывает 29-летняя Дана. – Она посвящена моим интересам, и важно, чтобы фото были качественными, а посты интересными. Аккаунт служит для меня местом, в котором я проявляю себя». Дана говорит, что не делает ничего специально для того, чтобы привлечь новых подписчиков, но когда они появляются, это ее радует. «У каждого есть потребность в признании, – продолжает Александр Шадура. – И мы все сравниваем себя с другими. Выкладывая свои фотографии в соцсетях, мы не становимся нарциссами. Характерные для нарциссов черты присущи всем, но в меньшем количестве и слабее выраженные». Между потребностью в признании и зависимостью от одобрения – тонкая грань, которая не всегда заметна.
Первый пошел
В социальных сетях есть много способов выразить отношение к автору: подписка, комментарий, репост и лайк. Последний настолько прочно обосновался в нашем виртуальном общении, что в молодежных компаниях его используют и в повседневной речи, произнося вслух: «Лайк!» И программисты не дремлют: создано уже не одно приложение для накрутки лайков для всех существующих соцсетей. «Я не пользуюсь накрутками, но всегда ставлю первый лайк под своими постами, – рассказывает 26-летний Леонид, пользователь «ВКонтакте» и Telegram, – я считаю это логичным: мне нравится то, что я делаю, иначе зачем бы я это делал!» У 36-летней Галины другой резон: «Я пишу в ФБ – и уверена, потому что проверяла: между постом и первой реакцией всегда проходит больше времени, чем между первым лайком и вторым. Поэтому иногда я ставлю первый лайк сама, чтобы следующему было проще». Галина сравнивает это со страхом чистого листа. Так ли это, трудно сказать, исследований на эту тему пока нет. «Хотеть нравиться другим и получать лайки – естественно, – напоминает Александр Шадура. – Но если кто-то считает каждый лайк и болезненно воспринимает их недостаток – это говорит о неуверенности и неустойчивой самооценке. Если я считаю лишь себя достойным лайков – это нарциссизм. Тогда любой дислайк будет восприниматься как отрицание моей ценности и может вызвать агрессию по отношению к авторам негативных оценок». Когда нам очень не хватает одобрения со стороны, мы можем попытаться его компенсировать своими силами. «Тот, кто чувствует себя невостребованным, непривлекательным и морально не справляется с этой ситуацией, может «пойти на подлог», – считает психоаналитик Маргарита Нестеренко, – накручивая фальшивых подписчиков и лайки. Это может помочь ему ненадолго ощутить значимость своего статуса в глазах других». Правда, соц сети борются с дутыми цифрами, и фальшивые лайки иногда исчезают все сразу.
Если количество положительных реакций на фотографии и посты не влияет на ваше настроение и самочувствие, лайки самим себе никак не приведут к развитию само влюбленности, считает Александр Шадура: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит, – напоминает психолог пословицу. – Это известный способ самоподдержки: «Какой(-ая) я молодец, умница, красавица!» Лайк самому себе может быть свернутой формой такого высказывания. О нарциссизме можно было бы говорить, только если бы мы постоянно ожидали и требовали от окружающих признания нашей исключительности».
Кто есть кто
Эгоизм и самовлюбленность – качества, свойственные нарциссу, но время от времени их проявляет каждый. «Согласно мифу, Нарцисс – гордый юноша, отвергнувший любовь нимфы и наказанный за это, – рассказывает Маргарита Нестеренко. – Он влюбился в собственное отражение и умер от истощения, потому что не мог от него оторваться. С психологической точки зрения Нарцисс ставил себя выше других и не устанавливал эмоциональные связи с окружающими, за что и был наказан». Если проявления нарциссизма мешают кому-либо взаимодействовать с окружающими и самим собой, можно говорить о расстройстве. Но определить по следам в виртуальном мире, кто страдает нарциссизмом (то есть поставить заочно клинический диагноз), а кто нет, не возьмутся даже специалисты. «Когда нарцисс чего-то достигает, то думает: «Какой же я крутой», – объясняет Маргарита Нестеренко. – Но стоит ему споткнуться, как его мнение о себе кардинально меняется. Нарцисс не может находиться в равновесии, его всегда кидает из одной крайности в другую». Но демонстрировать свое превосходство над другими будут далеко не все нарциссы: некоторые из них не проявляют его как раз потому, что считают остальных вообще недостойными контакта с ними, и потому либо не заходят в соцсети, либо лишь наблюдают за жизнью других со своего пустого аккаунта.
Посмотри на себя!
Большинство из нас предпочитает похвалу неодобрению, хочет быть лучше всех хотя бы в чем-то и время от времени испытывает трудности с тем, чтобы сопереживать другим. Все это – нарциссические черты. «Никто не любит, когда его критикуют, – замечает Александр Шадура, – но в случае расстройства речь идет о сверхчувствительности и психологическом парадоксе: я убежден, что прекрасен, меня не волнует чужое мнение, при этом я избегаю общения с теми, кто выразил сомнение в том, насколько я хорош». Само по себе большое количество выкладываемых постов ничего не значит. Но если личные фотографии не сменяются изображениями природы и кадрами с друзьями, можно предположить, что нам свойственно проявлять внутреннего Нарцисса. Каждый год появляются новые исследования связи между различными подтипами нарциссизма и публикацией селфи, однако их результаты не позволяют сделать однозначных выводов. Так, одно из них показало, что грандиозный нарциссизм (для которого характерны завышенная самооценка, доминирование и высокомерие) коррелирует с публикацией большего количества селфи и более позитивными эмоциями при их съемке. Тогда как уязвимый нарциссизм (характерные черты: низкая самооценка, стыд и гиперчувствительность) связан с негативными чувствами при съемке селфи1. Есть основания предполагать, что количество публикуемых селфи связано с нарциссизмом не напрямую, а зависит от того, насколько автор удовлетворен своей внешностью. Что, в свою очередь, зависит от того, какой образ тела одобряется большинством окружающих2. А для кого-то из нас удачное селфи – то, которое соответствует скорей нашему образу «Я», чем идеалам красоты. «Когда я оканчивала институт, друзья завели аккаунты в Инстаграме, а мне это казалось глупым, – рассказывает 32-летняя Анна, – я хотела поддерживать свой образ умной девушки, а селфи с ним не ассоциировались. Сейчас я спокойно фотографируюсь с друзьями и сама. Обычно это связано с местом, куда мне хотелось попасть».
Сделать приятно
Сеть дает нам быстрый доступ ко множеству ресурсов, с помощью которых мы можем совершенствовать себя в разных направлениях. «Возможность найти что-то полезное, узнать новое, справиться с проблемами общения, здоровья, повысить уровень образования – все это оказывает положительное влияние на самооценку, – замечает Маргарита Нестеренко. – Но в случае, если нарциссические свойства психики оказывают на нас излишнее давление, соцсети заставляют хотеть большего, переполняют завистью и жадностью. Возникает желание присвоить все хорошее себе, быть лучшим, «идеальным», и насыщение не наступает, ведь идеал недостижим». А самолюбование имеет мало общего с любовью к себе, хотя и можно услышать, что выкладывать свои фотографии в аккаунт значит любить себя. «Если мы зависим от одобрения, то первый же негативный комментарий выбьет из колеи, – замечает Александр Шадура. – Любить себя значит заботиться о себе, своем теле, душевном здоровье и удовлетворять свои потребности, в том числе в признании, в любви и близких отношениях. А чтобы их устанавливать, я должен перевести внимание с себя самого на других. Чтобы получать поддержку и уважение от других, мы должны уметь их давать». Потому что это – процесс взаимный.