Очевидцы ЧП на Большой Никитской, случившегося вечером 24 августа, говорят, что в холл Ситибанка вошел совершенно спокойный мужчина. Он показал посетителям и сотрудникам висящую на груди коробочку и пульт: «У меня бомба. Это не ограбление. Я взял вас в заложники».
Перепуганным людям грузный лысоватый «террорист» сразу объяснил, что лично к ним у него никаких претензий. Вопросы только к банку. Вскоре он вообще начал отпускать заложников.
К банку примчались полицейские. Территорию оцепили. Переговоры, в которых участвовал глава столичной полиции Анатолий Якунин, растянулись на три часа. «Смертник» требовал, чтобы по всем федеральным каналам показали его видеообращение, выложенное в Ютубе. А когда к нему пустили нескольких журналистов, заявил, что он - банкрот... Тем временем спецназ готовил штурм - переговоры переговорами, а «смертник» мог рвануть себя в любой момент. В итоге все закончилось тихо. Мужчина отдал свою бомбу в руки Якунину.
Взрывчатка оказалась муляжом, коробка была набита солью, торчавшие изнее цветные провода - так, для красоты. Выяснилось, что 55-летний захватчик заложников - разорившийся бизнесмен Арам Петросян.
Допрос в Следственном комитете длился почти 7 часов. Петросян заявил, что не собирался никого взрывать, а просто хотел привлечь к своей истории внимание общественности.
ПОМОЩНИК МИНИСТРА, МАЙОР И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
В соцсетях многие Петросяна жалеют: вот, мол, довели мужика до крайности. В это время другая часть интернета считает его форменным психом.
«Почему я иду на этот шаг? - говорит мужчина в своем обращении, выложенном в Сеть за несколько часов до визита в банк. - Потому что другого пути уже не осталось. Это как холера, как бич - банкротство физических и юридических лиц».
И дальше выдвигает свои требования:
«Первое - признать на государственном уровне банкротство болезнью. Создать новый институт, который занимался бы этим проблемами. Назовем его «Больница для бизнесменов». Для наркоманов есть больницы, для алкашей, для ВИЧ-инфицированных... А нам что?»
Гражданином России Арам Петросян стал несколько лет назад. На своей страничке в интернете рассказывал: в родной Армении он два года работал помощником главы тамошнего МВД. А еще он бывший военный, майор запаса. И изобретатель. За Петросяном в России числится почти два десятка патентов. Причем разработки его - из самых разных сфер.
Тут и современные противогазы с фильтрующими масками, и «санитарно-гигиеническая мини-аптечка», и углеродно-водородный двигатель, и лопата-грабли, ароматизированный коврик для машины, и модифицированная им версия жгута для остановки крови.
Правда, знакомые Петросяна уверяют, что все эти идеи предприимчивый мужчина подсматривал чуть ли не в старых советских журналах и просто оформлял на них патенты.
А что с бизнесом?
ПРИСТАВЫ ИЩУТ ПЕТРОСЯНА В МОЖАЙСКЕ
Сейчас Петросян числится гендиректором и совладельцем четырех ООО - двух в Можайском районе Подмосковья, одной фирмы в Серпухове и одной в Москве. Чем они занимались?
- В Можайске Петросян якобы устроил цеха, где делали древесный уголь и жидкость для розжига, - говорит источник в службе судебных приставов Подмосковья. - Он делал упор на то, что это уникальное экологически чистое производство. Взял в Сбербанке под развитие компании кредит. Но фирма его так толком и не заработала, а деньги были потрачены. В 2012 году суд обязал Петросяна выплатить банку долги. Тот пытался судиться. Потом просто начал бегать от приставов. В мае этого года суды в Можайске и Москве признали долги Петросяна еще перед тремя банками.
Одна из фирм прогоревшего бизнесмена - «Оберег» юридически числится в Серпухове. Здесь он собирался производить какие-то уникальные противогазы. Мы нашли женщину, которая работала у Петросяна бухгалтером.
- Я около двух лет сдавала в налоговую нулевую отчетность - потому что фирма не работала, - говорит женщина. - Сейчас Петросяна называют сумасшедшим. Но я общалась с ним довольно часто и никогда не назвала бы его психом. Всегда спокойный, добрый. Придет с шутками-прибаутками, принесет цветы, сладости. Платил без задержек. Знаю, что он собирался брать под развитие бизнеса кредит. И потом вдруг пропал...
- Сейчас общий долг Арама Петросяна - около 3 миллионов рублей, - говорит тот же источник в ФСПП. - Наши сотрудники много раз выезжали по адресу, где Арам Петросян якобы прописан. Но на самом деле он не проживал в Можайске уже много лет.
Невероятно, но по закону захвативший заложников горе-бизнесмен может отделаться легким испугом. В Уголовном кодексе есть примечание: если человек добровольно отпустил всех и сдался, ему ничего не будет. Пока дело возбуждено не против Петросяна, а по факту (статья «захват заложников»).
СПРАВКА «КП»
Что грозит при личном банкротстве
На самом деле никаких серьезных последствий процедуры банкротства для Арама Петросяна быть не могло. По крайней мере таких, из-за которых стоило бы захватывать офис банка и записывать обращение к президенту.
Во-первых, он был не индивидуальным предпринимателем, а учредителем и соучредителем нескольких ООО. А по закону только ИП отвечает перед кредиторами всем личным имуществом. Владелец ООО рискует только уставным капиталом компании. В случае компаний Петросяна это минималка - 10 тысяч рублей.
Во-вторых, банкротство как физического лица тоже никаких тяжких последствий не предусматривает. Известно, что Петросян брал кредиты в банках и не отдавал их. По крайней мере на сайте судебных приставов есть информация о заведенных против него исполнительных производствах (в мае этого года).
Да, признание банкротом означает продажу имущества. Но по закону пускать с молотка можно не все. Например, нельзя выставить на торги единственную квартиру (если только она не ипотечная). А вот вторую - можно. Кроме того, статус банкрота означает, что в последующие пять лет бывший заемщик не сможет взять кредит (хотя это оставляется на усмотрение банка). Плюс три года экс-должнику запрещается руководить компаниями.
Подготовил Евгений БЕЛЯКОВ.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Псих или манипулятор?
Мы показали экспертам обращение Петросяна и видео из банка.
- У этого человека, безусловно, проблемы с психикой, - говорит психиатр Михаил Виноградов. - Мое предположение: он болен и давно болен. Он удерживал себя в социальных рамках. Но в какой-то момент случился кризис. Сложно сказать, что стало толчком. Может быть, действительно долги.
А вот профайлер Илья Степанов (эксперт по выявлению лжи) делает другой вывод:
- То, что я вижу по эмоциям и мимике, - вменяемый, адекватный человек.
- Многим кажется странным заявление Петросяна, что банкротство - это болезнь.
- Когда он это говорит, его мимика и жесты сфокусированы. Он говорит заготовленную заранее речь. Но дальше предлагает создать «Больницу для бизнесменов» - и тут уже видно, что на ходу конструирует свои мысли, фантазирует. По-другому ведет себя уже в помещении банка. Он в состоянии стресса, потерян. Понимает, чем ему эта выходка может грозить.