На прошлой неделе сотрудники Московской государственной консерватории и других вузов Минкультуры России получили зарплату, которую им задержали по причине сбоя электронных систем. Но проблема, как выясняется, куда глубже.
Как пояснили в пресс-службе Минкультуры, маленькая техническая неувязочка связана «с недостаточно четкой работой отдельных структурных подразделений самих учреждений». Но проблема, как видно, совсем в другом. И на нее указывает само ведомство: «Минкультуры является пилотной площадкой для внедрения новой системы «Электронного бюджета». Ведомство тесно взаимодействует с Минфином и казначейством с целью наиболее безболезненного перехода на эту систему». А что до преподавателей, которые сидели без денег, то это, видимо, их трудности? Прогресс требует жертв...
Ранее «Труд» писал о том, что Росреестр фактически отменил право россиян на недвижимое имущество. Произошло это после перехода на электронные выписки из реестра недвижимости, который должен был состояться 1 января 2017 года. Должен был, но не случился. Из-за того, что фактически рухнула вся электронная система Росреестра, на создание которой из бюджета было выделено ни много ни мало 2 млрд рублей. Проблему вынужден был комментировать пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Работа идет напряженная, технологически не все получается...»
Между тем в ряде регионов сразу после объявленного перехода сервис с обещанными электронными услугами вовсе перестал работать, заблокировав все сделки с недвижимостью и вынудив чиновников перейти на старую, испытанную простую письменную форму. Права граждан? О том, что это прямое нарушение ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. и целого ряда других законов, в том числе Уголовного кодекса, вообще никто не вспомнил.
«Несмотря на все усилия государства и потраченные средства, Единый государственный реестр недвижимости не создан и не функционирует... Создание ЕГРН предполагает консолидацию существующих баз данных ГКН и ЕГРП, сведений Госземнадзора, единой электронной картографической основы и т. д. Предполагалось, что ЕГРН будет функционировать по централизованной схеме, без сохранения на местах серверных мощностей. Однако существующая сеть каналов передачи данных не способна обеспечить корректное функционирование ЕГРН, — били тревогу в письме президенту России и прокурорам сотрудники Росреестра. — Возникли проблемы с расчетом и уплатой госпошлины. Массово допускались ошибки при миграции (переносе данных), терялись характеристики объектов. С сентября 2016-го процесс миграции перешел в стадию хаотичного исправления и повторения ранее исправленных ошибок. Подсистему ведения пространственных данных и вовсе протестировать не удалось».
Тем временем Росреестр заявил о переносе сроков ввода ФГИС ЕГРН с 1 января на лето. Однако, как считают специалисты, если за несколько лет не удалось создать электронные сервисы, то полгода Росреестр уж точно не спасут.
Проблема куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Массовые сбои в электронной базе данных и учете налогоплательщиков федеральной налоговой системы не позволили в текущем году сотням тысяч россиян вовремя заплатить налоги. Что вы хотите, мы переходим на новые электронные системы, с гордостью и недоумением разводят руками ответственные работники ФНС, рассчитывая, видимо, на сочувствие и понимание наверху и внизу. Но сколько я помню мои контакты с этой службой, столько они заняты внедрением новых электронных систем и столько же в этих системах возникают ошибки.
Вот совсем свежий эпизод, недельной давности. Один мой знакомый, который вовремя и по закону подал апелляцию на решение районного суда столицы, с удивлением обнаружил на сайте Мосгорсуда информацию о том, что решение нижестоящего суда уже вступило в законную силу. Еще до рассмотрения апелляции и в нарушение законных сроков. Юридический нонсенс сотрудники суда объяснили все тем же сбоем новейшего электронного сервиса. Поймите же, автомат ведь не в курсе юридических тонкостей, Конституции и законов РФ...
Сбоят электронные приемные Генпрокуратуры, Мосгорпрокуратуры, которые вроде бы должны принимать и регистрировать обращения граждан, но время от времени не делают этого. По техническим причинам... Да что там госструктуры! Ломаются даже электронные сервисы коммерческих организаций — весь прошлый год лихорадило сайт Российского союза автостраховщиков, в результате чего было затруднено оформление страховых полисов.
Зайдите в любое отделение «Почты России»: электронные очереди, мониторы, система удаленного отслеживания трафика отправлений. Но в итоге письма пропадают, доставляются с опозданием и по ошибочным адресам. А за заказными письмами вообще приходится ходить пешком и заполнять вручную бумажки на получение. Техника на грани фантастики! Все как полвека назад, только результат хуже.
Идея внедрить повсюду электронику, создать некое подобие электронного правительства, системы электронных сервисов, в том числе для облегчения общения граждан и государства, пришла Дмитрию Медведеву в бытность его президентом России. Ее полноценная реализация началась после его визита в Сингапур в 2011 году, где главе государства Российского продемонстрировали, как за пять минут можно не выходя из дома зарегистрировать фирму и оформить страховку на автомашину. В стране, где за казнокрадство казнят даже приближенных премьера, это работает. Но в России?.. С тех пор прошло шесть лет, потрачена уйма бюджетных денег, однако практически ни одна государственная электронная система нормально не работает.
При этом целый ряд госуслуг переводится в исключительно электронный вид. Я уже не говорю о том, что от них отрезали тех, кто в России не имеет доступа к интернету (а таких еще в нашей стране немало, их многие миллионы). Но как быть с качеством этих услуг при таких технических сбоях?
В то время как государство и бизнес тратят колоссальные средства на обеспечение безопасности в сфере массовых коммуникаций и защиты от террористов и шпионов, опасность, оказывается, кроется совсем в другом месте — внутри этих самых электронных систем и коммуникаций.
Как доходчиво объяснил мне проблему специалист по программам и базам данных, возникает она из-за знакомой всем нам по другим сферам причине — из-за все той же коррупции или, поделикатнее выражаясь, из-за «нарушений в системе госзакупок». Эту механику в случае с Росреестром по винтику разложил Михаил Делягин («Труд» от 17 января 2017 года). Нет желания в который раз описывать, как работают эти схемы. Они давно вызывают рвотный эффект у нормального законопослушного гражданина.
Но в итоге мы имеем плохое программное обеспечение, никудышную технику, на которой оно работает. И, как следствие, государственные электронные системы, которые не помогают гражданам, а мешают, вносят хаос в самые разные сферы нашей жизни.
P.S. Как разъяснили корреспонденту «Труда» в «Лаборатории Касперского», слабое ПО и низкокачественное «железо» к тому же уязвимы для хакерских атак, в том числе из-за рубежа. И никакие системные администраторы, высококвалифицированные специалисты и даже новые кибервойска не способны с этим справиться. Потому что враг по имени Коррупция среди нас, и он, похоже, непобедим. Во всяком случае, сегодня.