Недокачали
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ирина Кезик. Известия
В стране снизился объём транспортировки нефти - как избежать дефицита топлива на внутреннем рынке
Падение рентабельности переработки вынудило нефтяников снизить загрузку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), что привело к падению прокачки сырья внутри страны, сообщили источники "Известий" в отрасли. В то же время падение цен на нефть ниже санк-ционного потолка позволило нарастить экспортные поставки в апреле на 12-14%. Влияние этой ситуации на внутренний рынок нефтепродуктов будет обсуждаться на совещании у вице-премьера правительства Александра Новака в среду, 14 мая. По словам собеседников "Известий", чтобы не допустить дефицита топлива на внутреннем рынке, участники мероприятия планируют обсудить налоговые, логистические и прочие меры поддержки отрасли.
На рынке нефтепродуктов сложилась "достаточно нестандартная ситуация", которая потребовала проведения специального совещания в правительстве, сообщил источник "Известий". Оно состоится 14 мая под председательством вице-премьера Александра Новака, следует из материалов к заседанию, с которыми ознакомились "Известия".
- Из-за падения цен на нефть в настоящее время рентабельность реализации нефтепродуктов в России для вертикально интегрированных компаний отрицательная. Акцизов они платят больше, чем получают возмещение по демпферу. Поэтому компании предпочитают снижать загрузку своих заводов, что приводит к снижению прокачки нефти внутри страны по системе "Транснефти", - отметил источник "Известий" в отрасли.
- В то же время, учитывая, что сегодня российская нефть торгуется ниже потолка цен, установленного санкциями западных стран, экспорт нефти растёт. По нашим данным, только за апрель он увеличился на 12-14%,-отметил источник "Известий" в отрасли.
По его словам, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, не допустить дисбаланса и дефицита топлива на внутреннем рынке, кабмин и проведёт совещание.
Вопрос о причинах снижения прокачки нефти по системе "Транснефти" действительно стоит в повестке совещания у вице-премьера Александра Новака, следует из материалов к заседанию, с которыми ознакомились "Известия". Однако там не отмечается, на сколько снизилась прокачка нефти.
"Известия" направили в "Транснефть", Минэнерго и крупные вертикально интегрированные нефтяные компании запрос с просьбой предоставить комментарий по этому вопросу.
"Транснефть" ожидает, что в 2025 году объём прокачки нефти по её трубопроводной системе сохранится на уровне 2024-го. Об этом в марте заявил глава компании Николай Токарев в кулуарах съезда РСПП. Ранее вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов сообщал, что компания по итогам 2024-го ждёт снижения транспортировки нефти по своей системе на 2% из-за обязательств России в рамках ОПЕК+, а нефтепродуктов - на уровне предыдущего года при небольшом росте поставок на внутренний рынок. В 2023 году "Транснефть" планировала прокачать по своей системе 463 млн т нефти.
По словам руководителя направления "Промышленность" Института технологий нефти и газа Ольги Орловой, снижение транспортировки нефти по системе "Транснефти" - это явление временное и вряд ли нанесёт какой-то существенный урон нефте-транспортной монополии.
- Сложно говорить сейчас о каких-то объёмах из-за отсутствия информации. Но я не думаю, что это каким-то образом может оказать влияние на финансовое положение "Транснефти", - полагает эксперт.
С ней согласен доцент Финансового университета при правительстве РФ
Валерий Андрианов. По его словам, кроме прочего снижение прокачки нефти по системе "Транснефти" было обусловлено сокращением российского нефтяного экспорта в связи с действием соглашения ОПЕК+. То есть речь не идёт о том, что российские НПЗ недополучают сырьё.
- В то же время косвенное негативное влияние на рынок оказывает рост тарифов на прокачку нефти. Напомню, что с 1 января 2025 года они увеличились на 9,9%, хотя первоначально предполагалось, что рост составит 5,8%. Вкупе с общей крайне высокой налоговой нагрузкой на нефтяной сектор такое повышение тарифов усиливает давление на отечественную нефтепереработку, снижает инвестиционную привлекательность проектов по развитию и модернизации НПЗ, что в конечном итоге не может не отражаться и на рынке нефтепродуктов, - отметил Андрианов.
Стоит напомнить, что фискальная нагрузка на нефтяную отрасль в этом году увеличилась. С 1 января 2025 года выросли акцизы на нефтепродукты: на бензин АИ-95 - с 15,65 до 17,09 тыс. рублей за тонну, на дизтопливо - с 10,84 до 12,12 тыс. По предварительным расчётам, в апреле 2025-го размер демпфера для бензина может составить 7,65 тыс. рублей.
При этом цены на нефть снизились. По данным Минэкономразвития, если в январе средний уровень цен на Urals составлял $67,66, то в апреле - $57,76 за баррель.
- Учитывая, что акциз - величина постоянная, а размер демпфера меняется в зависимости от рыночных условий, естественно, что нефтяники в этом году с каждым месяцем получают всё меньше выплат по демпферу, - отметила Ольга Орлова.
По данным Минфина, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу снижаются с начала года: в январе 2025-го они составили 156,4 млрд рублей, в феврале - 148,3 млрд, в марте - 100,3 млрд, в апреле - всего 62,7 млрд рублей.
При этом, как отмечает Ольга Орлова, несмотря на сезонные ремонтные и посевные работы, по данным Минэнерго, запасы нефтепродуктов в настоящее время на 2-3% выше, чем в начале текущего года.
- С одной стороны, сейчас нет видимых причин для беспокойства. Однако демпферные выплаты снижаются, как и привлекательность нефтепереработки в целом, поэтому лучше провести анализ ситуации сейчас и купировать возникновение возможных топливных кризисов, нежели потом разбираться в ситуации и вводить дополнительное ручное управление отрасли. Тем более что цены на нефть на мировом рынке снижаются с начала года и очень сильно зависят от нестабильного геополитического фактора, - считает эксперт.
Как отмечается в материалах к заседанию в правительстве, участники совещания действительно комплексно обсудят ситуацию на рынке нефтепродуктов. В повестке также стоят вопросы маржинальности, налоговой нагрузки в связи с введением акцизов, предложения по приоритизации поставок нефтепродуктов железнодорожным транспортом на внутренний рынок. Кроме того, на совещании обсудят вопрос внесения изменений в приказ о нормативах биржевых продаж топлива, предусматривающих обязательства по реализации 1% от объёмов по сделкам, заключённым по поставочным фьючерсным договорам, ситуацию с ценами для сельхозпроизводителей, работу механизма запрета экспорта нефтепродуктов для непроизводителей.
Справка "Известий"
Демпфер - механизм, который был создан для сдерживания внутренних цен на топливо. Его начали применять с 1 января 2019 года. Он призван выровнять привлекательность экспорта и отгрузки на внутренний рынок для производителей нефтепродуктов и обеспечить достаточную для ведения бизнеса маржинальность розничного рынка.
Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и внутренней ценой. Если эта разница положительная, а экспорт нефтепродуктов становится выгоднее поставок на внутренний рынок, тогда государство "помогает" нефтяным компаниям, если разница отрицательная - наоборот, нефтяники вносят деньги в госбюджет.
Демпфер выплачивается только в том случае, если средняя оптовая цена топлива за месяц не выросла больше, чем индикативная (условная внутрироссийская) на 10% на бензин и 20% на дизтопливо. Индикативная цена в 2025 году составляет 60,45 тыс. рублей за тонну для бензина и 57,2 тыс. для дизтоплива.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.