Паникеры, шептуны в дни войны стране вредны
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Елена Балабаева. Парламентская Газета
В 2025 году Россия празднует 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны.
«Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем, как прошел первый месяц войны.
Трактора и лошади для Красной армии
Одной из главных задач в первые месяцы войны стало обеспечение Красной армии всем необходимым для побед на фронте. А для этого нужны были не только танки и самолеты. Например, важным фактором боеспособности войск были лошади. Кроме того, успех в боях зависел от работы служб снабжения, связи и ремонта, а им требовались и гужевой транспорт, и различная техника.
30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ № 13/160 «Об автотракторном и гужевом транспорте, поставляемом для Красной армии». Документ устанавливал порядок изъятия для нужд фронта автомобилей, тракторов, тракторных прицепов, мотоциклов, велосипедов, лошадей, повозок и упряжи.
От госорганизаций, учреждений, предприятий, промысловой и потребительской кооперации Наркомат обороны принимал их безвозмездно. От колхозов и отдельных граждан — за плату. Мобилизованных лошадей, например, принимали по ремонтным ценам 1939 года. А технику и упряжь — по отпускным ценам промышленности 1940 года «с учетом качественного состояния каждого предмета».
Тревога среди населения
3 июля 1941 года секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин выступил на радио с обращением к народу. Среди прочего советский вождь поручил организовать «беспощадную борьбу» с дезорганизаторами тыла, то есть дезертирами, паникерами и распространителями слухов. «Нужно иметь в виду, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов. Нужно учитывать все это и не поддаваться на провокации. Нужно немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица», — сказал Сталин.
Уже через три дня, 6 июля 1941 года, Президиум ВС СССР принял указ № 15/160 «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Виновные в этом преступлении по приговору военного трибунала карались тюремным заключением на срок от двух до пяти лет, «если это действие по своему характеру не влечет за собой по закону более тяжкого наказания».
Документы, которые принимали в этом ключе во время войны, крайне важны, сказал «Парламентской газете» политолог, историк Алексей Мухин. «Еще с библейских времен распространение паники среди населения противника было важной составляющей военного противостояния», — напомнил эксперт. Страны, формирующие свои вооруженные силы, первым делом пекутся о том, чтобы у их населения сформировался информационный иммунитет к воздействию извне, а также лояльность по отношению к внутренней информационной работе со стороны властей. И это очень сложная задача.
Борьба со сплетниками стала важным направлением идеологической работы в военные годы. В 1941 году советские художники Нина Ватолина и Николай Денисов создали один из самых известных плакатов тех лет «Не болтай!». На плакат поместили строки Самуила Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены». В газетах, журналах и на плакатах появлялись и другие лозунги: «Паникеры, болтуны, разгильдяи, шептуны в дни войны стране вредны» или лаконичное «Болтать — врагу помогать».
Противовоздушная оборона Москвы
В ночь на 22 июля 1941 года немецкая авиация попыталась нанести удар по Москве. Днем вышел приказ народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина по противовоздушной обороне г. Москвы.
Благодаря бдительности службы воздушного наблюдения вражеские самолеты обнаружили, несмотря на темноту ночи, задолго до появления над Москвой, отмечено в приказе. «На подступах к Москве самолеты противника встречены нашими ночными истребителями и организованным огнем зенитной артиллерии. Хорошо работали прожектористы. В результате этого более 200 самолетов противника, шедших эшелонами на Москву, были расстроены и лишь одиночки прорвались к столице. Возникшие в результате бомбежки отдельные пожары были быстро ликвидированы энергичными действиями пожарных команд. Милиция поддерживала хороший порядок в городе», — сказано в документе.
Сталин объявил благодарность ночным летчикам-истребителям, артиллеристам-зенитчикам, прожектористам, аэростатчикам, всему личному составу службы воздушного наблюдения, личному составу пожарных команд и милиции Москвы, а также лично командующему Московской зоной ПВО генерал-майору Громадину, командиру соединения ПВО генерал-майору артиллерии Журавлеву и командиру авиационного соединения полковнику Климову.
За время этого налета советские истребители и зенитчики сбили 22 самолета противника.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.