ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 27, 2025

ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Рейтинг: 0

Автор: Анна Еградова. Монокль

Российским потребителям есть что тратить: рост реальных располагаемых доходов населения (РРДН) за 2023 год составил 6,1%, так что этот показатель наконец-то превысил предыдущий локальный максимум 2013 года. В 2024 году РРДН выросли уже на 7,3%.

Но доходы росли неравномерно, и в России быстро сформировался новый большой сегмент покупателей, поведение которых только начинают анализировать компании потребительского рынка.

«Основной прирост доходов показывают большие группы потребителей ― люди рабочих профессий. Рост номинальной заработной платы рабочих в разных секторах экономики составил в среднем более 30 процентов в 2023 году и почти столько же в 2024-м. По сути, в нашей стране “мгновенно” вырос новый класс покупателей со средневысокими доходами», — рассказывает Алексей Филатов, основатель Академии ритейла, член международной экспертной группы Candezent Retail Advisory.

В 2024 году россияне тратили в среднем 39,5 тыс. рублей в месяц. По сравнению с 2023 годом их траты в реальном выражении выросли на 6%. При этом по возрастным группам рост расходов неравномерный: реальные траты увеличились преимущественно у людей 25–49 лет (8,8%), а расходы людей старше 75 лет даже снизились (−3,2%).

На что же россияне тратят деньги?

В целом в укрупненной структуре расходов домохозяйств с 2005 по 2023 год произошли заметные изменения. Доля продовольственных товаров снизилась с 39 до 36%, доля алкоголя — с 2 до 1%. Сократились расходы и на непродовольственные товары — с 37 до 36%, а вот доля услуг заметно увеличилась: на 5 п. п., с 22 до 27% (см. графики 1 и 2).

Если говорить об изменении структуры потребительских расходов на непродовольственные товары за последние 13 лет более предметно, можно выделить следующие категории. Больше всего с 2010 по 2023 год сократились покупки одежды и обуви ― их доля в расходах упала с 10,8 до 7,5%, а также затраты на организацию отдыха, спортивных и культурных мероприятий (доля снизилась с 6,8 до 5,4%) — это несколько неожиданно в контексте тех трендов, о которых пойдет речь дальше, но можно предположить, что дело в методике статистического учета.

А вот что выросло: доля трат на образование, информацию и коммуникации, здравоохранение, транспорт и категорию «другие товары и услуги».

Прямо сейчас расходы на продукты снова растут — в основном за счет инфляции. «Наиболее существенный вклад в рост расходов населения с начала года внесли продовольственные товары — 38%. Непродовольственные товары с начала года обеспечили 30% прироста совокупных расходов, что существенно ниже уровней 2024 года», — говорится в свежем «Обзоре потребительского сектора: итоги февраля и вектор марта 2025» от Альфа-банка. Экономисты банка считают, что в этом году расходы на «непроды» вообще будут оставаться под давлением, так как геополитическая повестка все более активно влияет на сроки удовлетворения спроса, не связанного с моментальным потреблением. «Возможность официального возвращения иностранных брендов будет создавать определенный буфер и отложенный спрос в дорогостоящих товарах, — говорится в обзоре. — Мы ожидаем, что дальнейшая структура кошелька потребителя в 2025 году будет смещена в пользу продовольственных товаров и услуг, на фоне более высоких темпов инфляции в этих сегментах и фокуса на повседневном спросе. На этом фоне возможен также дополнительный рост продаж непродовольственных товаров повседневного спроса из более дорогих сегментов под влиянием компенсирующего спроса».

Но вернемся к более длинным трендам и к новым группам потребителей.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни